Понятие и сущность социального здоровья личности

Страница 2

Исторически сложившаяся философская антиномия родовой и индивидуальной сущности человека находит свое отражение в разнообразии мнений и подходов к проблеме психологического здоровья. Их диапазон может быть задан типологизацией основных тенденций по ключевым аспектам проблемы. В русле теории психологического здоровья преемственно просматриваются две ориентации: социоцентрическая (к ней, в той или иной степени, тяготеют работы Э. Фромма, В. Франкла, Б.С. Братуся) и персоноцентрическая (выражена в исследованиях Г. Олпорта, К. Роджерса и А. Маслоу) (Приложение № 1). Первые ссылаются на то обстоятельство, что в отличие от животного человек не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу. Человеческую сущность надо достичь, завоевать. Человеком надо стать. Вторые исходят из того, что человеческой природе естественно присущи позитивные силы (потребности в доброте, нравственности, дружелюбии и самоактуализации - ненасыщаемые потребности), направляющие к здоровью и росту. Соответственно социально-психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия.

Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, формирующих антропоцентрический эталон здоровья (Таблица № 1).

Существенным шагом в согласовании социоцентрической и персоноцентрической ориентации в психологии стал антропологизм - парадигма единства человека и мира. По нашему мнению, на сегодняшний день, наиболее логично, последовательно и полно выстроенным учением о развитии социально-психологического здоровья человека является психологическая антропология (А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков).

Социальное здоровье личности как научная категория связано с таким понятием как общественное здоровье. Общественное здоровье — основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., т.е. осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.

Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т.е. способность к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье предполагает активность личности, способность ее к усилиям, к определенному напряжению, побуждающему к действию, сопротивлению трудностям, что является противоположностью позиции человека, решающего свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков. Социальное здоровье предполагает гармонию, баланс между различными частями «Я» человека, между, физическими, эмоциональными, интеллектуальными коммуникативными аспектами, обеспечивающими ориентацию на реальность, способность к принятию себя и окружающих в противоположность болезненному уходу от реальности. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на вьющие этические ценности.

Таким образом, социальное здоровье - динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Работа по повышению уровня правовой культуры в рамках группы испытуемых путем проведения серии занятий
Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательн ...

Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Были опред ...

Разделы