Понятие и сущность социального здоровья личности

Страница 1

Проблема социального здоровья подрастающего поколения – это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано. Между тем, сегодняшнее сложное состояние российского общества влияет на положение детей самым болезненным образом, часто выдвигая на первый план проблему сохранения психофизиологического, нравственного, социального здоровья несовершеннолетних.

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической ситуации в России, привели к возрастающему расслоению населения, делению его на все более бедных и богатых, что неизбежно создает неравенство образовательных возможностей для выходцев из разных слоев общества, влияет на формирование основ социальной устойчивости личности несовершеннолетних.

Современное состояние детства характеризуется такой тенденцией, как социальная деградация: появилась детская наркомания и проституция, растет число правонарушений, а также увеличивается количество безнадзорников, беспризорников при живых родителях. С другой стороны, происходящая коммерциализация инфраструктуры детского досуга резко дифференцирует детей, приводит к падению «качества» детства, оставляет значительную часть детей предоставленными самим себе.

В современных условиях жизни, характеризующихся высоким уровнем урбанизации, общество диктует свои условия социального поведения, выработанные в ходе развития постиндустриального общества. И здесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие школьника, чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом), включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностных характеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствовали выработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации. Таким образом, очевидно, что в российском обществе назрела острая необходимость разрешения проблемы формирования социального здоровья подрастающего поколения.

Теоретические модели социального здоровья личности представляют собой варианты развития и конкретизации философских, антропологических представлений о человеческой реальности и ее общественной (социальной) сущности. Сопоставление теоретических философско-антропологических моделей здоровья личности помогает осветить исходную научную систему координат в сфере раскрытия сущности категории «социальное здоровье личности».

В истории философии отчетливо выделяются две основные линии трактовки человеческого «Я». Первое направление (XVIII-XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии - И.Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения диалектики родовой и индивидуальной сущности. Причем индивидуальную сущность они признавали вторичной относительно общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой выражения этой традиции стало утверждение К. Марксом и Ф. Энгельсом примата социальной сущности человека, приоритета общественного над индивидуальным.

Социоцентрической парадигме противостоит философия индивидуализма (персоноцентризма), внутри которой развивались идеи противоположного толка. Их выразителями стали немецкие философы Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, М. Штирнер и представители экзистенциальной философии Н.А. Бердяев, А. Камю, Ж.П. Сартр, Л. Шестов, К. Ясперс, которые утверждали приоритет самобытности человека, полагая, что главная задача индивида - совершенствовать свою личность и быть самим собой. Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм становится философией абсурда, ибо личность не обусловлена генотипически. Об этом свидетельствуют описанные в научной и научно-популярной литературе феномены мауглизации (одичания детей), оказавшихся вне духовной общности, лишенных человеческой заботы и воспитания. Абсолютизация индивидуальной сущности неизбежно влечет за собой отчуждение родового начала, приводя к изоляции человека в мире. В реальной жизни поглощенность собой может предстать в карикатурных формах самообожания, а может обернуться чувством внутреннего опустошения и одиночества, потерянности и отчаяния. Кроме того, она способствует отрицанию всякой морали, корыстолюбию, вседозволенности, которая означает жизнь по принципу «ничего святого».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса
Сложившаяся система повышения квалификации - это результат и в известном смысле итог исторического развития системы образования в России. В целях более глубокого понимания проблемы становления системы повышения квалификации остановимся на историческом аспекте ...

Состояние готовности к школе у разных учеников
Среди социальных причин особое место занимает готовность ребёнка к обучению в школе. Поступление ребёнка в школу резко изменяет всю его жизнь. Ребёнок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достич ...

Разделы