Понятие и сущность социального здоровья личности

Страница 3

Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.

Готовность к тому или иному виду деятельности понимается в современной философской, социологической, психологической литературе как целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, установки, настроенность на определенное поведение.

Понятие «готовность к социальным действиям» базируется на понимание сути категории «социальные установки». В основе социального поведения человека лежат так называемые социальные установки, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде. На формирование социальных установок оказывают влияние следующие факторы, которые условно можно назвать социально-психологический; социально-педагогический; социально-нормативный.

Социально-психологический фактор - фактор сотрудничества, соревнования, конфликта и других форм взаимодействия с окружающими людьми. В ряде исследований было установлено, что в условиях сосуществования и соактивности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. В процессе социального взаимоотношения индивиды, которые включены в это взаимоотношение, посредством выражения согласия/несогласия в отношении поведения партнера усиливают или ослабляют его поведенческие реакции. Под влиянием других людей у личности могут создаться конформные тенденции поведения. Таким же образом индивиды, которые включены во взаимоотношения сотрудничества, соревнования или конфликта, увеличивают или снижают плодотворность поведения друг друга.

Социально-педагогический фактор: после 11-12 лет у людей посредством социализации создается тенденция действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые они имеют в отношении друг друга, что оказывает значительное влияние на поведение человека. Таким образом, кроме непосредственного воздействия, люди влияют друг на друга социальными ожиданиями.

Социально-нормативный фактор: на поведение человека значительное влияние оказывают также те нормы поведения, требования, которые предъявляют к нему другие люди, социальная среда. Эти требования человек переживает в виде обязанности, традиций, правил поведения и моральных норм.

В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Разделы