Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Страница 9

Деятельностно-технологический блок системы включает в себя совокупность, форм, методов, направлений, принципов и правил работы с детьми, направленных на предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных проблем, которые могут встать перед ребенком, восстановление у него утраченных связей и отклонений с социальной средой в целом и с ближайшим окружением ребенка; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; раскрытие внутренних потенциалов и возможностей ребенка; формирование положительного опыта взаимодействия с ближайшим окружением и раскрытие преимуществ социально-активного здорового образа жизнедеятельности как альтернативного «свободной жизни на улице».

В процессе формирования социального здоровья учащихся наиболее результативно используется следующий комплекс методов: убеждение, внушение, создание ситуаций приобретения положительного социального опыта учащимися; стимулирование (включая похвалу, одобрение, доверие, поощрение, оценку, организацию перспективы). Применение комплекса выше обозначенных методов направлено на решение задачи формирования таких качеств в личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека, cпoco6ны удержать его на правильных общественных позициях.

Деятельностно-технологический компонент системы базируется на реализации следующих принципов в процессе формирования социального здоровья учащихся: гуманизация всех сфер жизнедеятельности школы; преемственность в работе возрастных групп дошкольников, младших школьников, подростков; дифференциация и индивидуализация воспитательной работы, как с детьми, так и с родителями; самоактуализация личностно-творческого развития ребенка (выявление и воплощение индивидуальных творческих интересов и способностей, а также выявление специфики самоорганизации, саморазвитии и личностного роста воспитанников); педагогизация микросоциума (формирование педагогической среды жителей микрорайона, взаимодействие педагогов школы с семьей, другими учреждениями образования, общественными организациями с целью гармоничного развития личности ребенка). Как отмечалось ранее, в процессе формирования основ социального здоровья личности школьников приоритетно воспитание, а не знаниево-информационное обучение. Поэтому в деятельностно-технологическом компоненте педагогической системы особенно важна роль используемых специалистами школы воспитательных технологий, соответствие их методической составляющей современным требованиям. Воспитательный процесс в школе строится на базе следующих принципов: принцип общественной направленности воспитания – соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим социокультурным нормам, национальным традициям; принцип субъективности (П.И. Пидкасистый) – развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию; принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций; принцип учета индивидуальных половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий; принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании; принцип гуманистической направленности воспитания: гуманистическое отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой, предъявление разумных и посильных требований; принцип опоры на положительное в человеке; принцип деятельностного подхода в воспитании; принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности; принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий; принцип активизации нравственно-волевых сил подростка с возбуждением непосредственного интереса к делу; принцип целостного подхода в воспитании; принцип единства воспитания и обучения; принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование единства сознания и опыта деятельности; принцип эстетизации детской жизни (Б.Т. Лихачев); принцип «помоги себе сам», предполагающий построение индивидуальной программы социально-педагогической поддержки на основе выявления и закрепления собственных возможностей ребенка и семьи по преодолению трудной жизненной ситуации; принцип изменения системы потребностей ребенка с учетом его индивидуальных физических и психических возможностей в направлении самостоятельной трудовой деятельности и полноценного участия в жизни общества; принцип формирования и поддержки ориентации ребенка на здоровый образ жизни, включая и духовное саморазвитие.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Использование метода проектов при планировании и организации образовательной деятельности
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса. Использование метода проектов даёт возможность эффективно интег ...

Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...

Разделы