Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Страница 4

Вариативность организации педагогической системы может быть представлена в трех аспектах: организационном, содержательном и психолого-педагогическом. Организационный аспект отражает особенности процесса воспитания социально здорового ребенка учащихся на федеральном, региональном уровнях и уровне конкретного образовательного учреждения. В содержательном аспекте - варианты выбора форм, методов и средств организации и осуществления педагогической деятельности, а также определение ее содержания в зависимости от потребностей детей, складывающейся ситуации, имеющихся средств и уровней подготовленности, конкретных участников, обеспечивающих процесс формирования социального здоровья ребенка. В психолого-педагогическом аспекте - выбор позиции в процессе обеспечения социального здоровья ребенка; например, организатор, непосредственный участник, помощник, куратор и т.д.

Идея превентивности весьма актуальна для сегодняшнего положения дел, когда решение проблемы начинается после ее созревания. Между тем, на основе точного прогноза возможно и необходимо проведение профилактических мероприятий, которые помогут ребенку избежать последующих трудностей. Превентивность означает также профессионализацию процесса формирования социального здоровья ребенка, то есть подготовку специальных кадров учителей, социальных педагогов, практических психологов, социальных работников и других специалистов по оказанию конкретных видов помощи учащимся. Важное место в превентивной деятельности занимает ее психологическое обеспечение, которое позволяет исследовать природу возникающих трудностей и проблем у учащегося и разработать практические меры по предупреждению их появления в жизни ребенка.

Реализация данных идей возможна при существовании следующих условий: гуманности, то есть внимательного и доброго отношения ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверия к ребенку и соблюдения его интересов в любой ситуации; социальной стабилизации, которая предполагает оказание социально-педагогической помощи всем категориям детей и их семьям на всех уровнях образования; дифференцированного подхода в плане пола, возраста, имеющихся проблем и учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого конкретного ребенка в процессе формирования социального здоровья личности; интеграции, т.е. формирование социального здоровья ребенка может быть эффективным только в том случае, если осуществляется интеграция всех субъектов процесса обучения и воспитания ребенка на всех уровнях на основе активного включения самого ребенка в этот процесс, учета его нужд и потребностей.

Базовыми принципами, выделенными нами в качестве концептуальной основы разработки педагогической системы формирования социального здоровья учащихся, являются: принцип социальной преемственности, принцип открытого характера педагогической системы, принцип реализуемости и принцип регионализации.

Принцип социальной преемственности проектных решений в сфере формирования социального здоровья учащихся реализуется через анализ традиций в сфере обучения и воспитания, управленческих документов, как ближайшего времени, так и отдаленных, анализ выполнения управленческих решений и результатов деятельности в области здоровьесбережения. Он осуществляется на основе существующих прогнозов развития общества в целом и сферы образования, в частности. Необходимо иметь в виду прогнозы, сделанные для различных территориальных образований: федерального, регионального, муниципального уровня. Преемственность должна быть соблюдена как в плане согласованности программ разного уровня, так и соответствия ранее принятых и реализованных проектов и программ разрабатываемым и реализуемым в настоящее время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество. Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку ка ...

Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно ...

Разделы