Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 2

Анализ новых, часто неожиданных и неоднозначных произведений, непредсказуемых с точки зрения привычной логики характеров раскрывает перед учителем и учеником возможность исследовательской деятельности, творческого сотрудничества, способствующих достижению высоких образовательных и воспитательных результатов. Как показывает практика, анализ методической литературы, сложившаяся ситуация свидетельствует о наметившейся в методике преподавания современной литературы противоречия: изучение современной литературы, требующее систематического формирования самостоятельного эрудированного читателя-школьника, осуществляется нерегулярно и ограниченно, при помощи репродуктивных методов, ориентированных на воспитание регламентированного читателя.

Элективные курсы показывают, что есть интерес к современной литературе, но он не реализуется и не направляется в полной мере, а значение современных текстов в школьном образовательном и воспитательном процессе недооценивается.

Учителя-словесники признаются, что уделяют новой литературе минимум внимания (не читают "толстых" литературных журналов, не следят за состоянием критики, не ищут информацию о новых писательских именах), так как нет художественных текстов, методических рекомендаций и отсутствует должный контроль за проведением уроков по современной литературе. Отношение учителей-практиков к современной литературе как к необязательному элементу системы литературного образования сложилось по вполне объективным причинам. Необходимость работы над новыми произведениями понималась всегда и этому вопросу уделяли серьезное внимание методисты и филологи (Агеносов В.В., Богданова О.Ю., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И., Коровина В.Я., Курдюмова Т.Ф. и др.), но все же современной литературе отводилась периферийная роль. Примером может служить программа Т.Ф. Курдюмовой, в которой на современную литературу отводится все меньше часов, а рекомендованы для изучения произведения 84 современных авторов.

Принцип широкого охвата материала за короткий срок, не способствующий получению качественных знаний и эстетическому развитию школьнмков, прослеживается и в программах других авторов. Да и ни в одном из учебников по методике преподавания литературы до сих пор нет полноценного раздела "Современная литература". Поэтому преподавание ее остается эпизодическим и малоэффективным.

Мы живем в мире, в котором безусловные и основополагающие человеческие ценности - уважение к личности, свобода, совесть, право, закон - отброшены как ненужные и лишние. Этот мир Ю. Домбровский обозначил как "факультет ненужных вещей". И сегодня приходится опасаться, что и уроки литературы скоро могут назвать факультетом ненужных вещей, так как на глазах меняются подходы к преподаванию литературы, уходит на задний план с введением ЕГЭ по предмету человеческий фактор.

"XXI век оказался по силе разрушительства, по свирепости своей проверки 36 человека, его души и совести на устойчивость, на сбережение здравого смысла и чувства сострадания куда более суровым, чем XIX и XX века".1 И поэтому "с особой силой стало ясно, что высшей мерой и самым главным критерием уроков литературы является жизнь и судьба человека. Урок литературы - это урок о жизни людей, он призван научить разбираться в жизни, людях и себе и, насколько это возможно, помочь выстоять под ударами жизни и прожить свою жизнь по-человечески".

Хочется сказать, что слово лучших наших писателей любой эпохи, в том числе и современной, жжет сердца людей, дает пищу для размышлений, помогает хранить в чистоте души, совершенствует личность, не дает погибнуть ни в одиночестве, ни в толпе, способствует превращению "нелюдей" в человека.

Урок по рассказу Л. Петрушевской "Свой круг". (11 класс)

Тема: Художественный и духовный мир "другой прозы".

Цели:

Обучающая: на примере рассказа "Свой круг" дать отличие "другой прозы" от русской классики, дать понятие "символизма названия", двухмерности мира героев и "футлярности" их сознания; формирование умение и навыков анализа рассказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Педагогическое творчество учителя в школе
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к ...

Понятие о воображении. Виды воображения
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Первое и важнейшее назначение воображения ...

Разделы