Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 3

Развивающая: развитие речи и мышления (сравнивать, обобщать, доказывать)

Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).

Ход урока:

Слово учителя: Говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание читателей и критиков своей необычностью, нетрадиционностью, один из литературоведов дал определение "Другая проза" (С. Чупринин). А второй уточнил: "Плохая проза" (Д. Урнов). Попробуйте сопоставить эти характеристики. Что означает "другая проза"?

Гипотеза ответа: Другая - непривычная, какая-то непохожая на все то, что мы традиционно видим в произведениях русской литературы.

Вопрос: А чем отличается это определение от второго?

Гипотеза ответа: Второе явно несет негативную оценку. Друга может быть и ярче, интереснее и необычнее, а здесь уже диагноз, приговор.

Слово учителя: Да, это так, слово вы почувствовали, поняли, что перед нами явление спорное. Мы не будем судьями, выносящими окончательный приговор, мы попытаемся понять что же такое - "новая волна" в русской прозе.

Современная русская литература переживает ситуацию, явно схожую с той, которая сложилась в стране и культуре на рубеже 19-20 веков, ощущение пошатнувшихся основ, резкое изменение взглядов на общепринятые и общепризнанные ценности, моральные, социальные, политические, эстетические принципы, богатейшее разнообразие жанров, стилей, направлений.

Как вы думаете, в чем причина таких совпадений в мироощущении, в творчестве?

Гипотеза ответа: Распалась прежняя система ценностей, казавшаяся вечной и непререкаемой. Советская идеология, отбросив прежние, христианские нормы жизни, моральные заповеди, представления о главных принципах жизни, теперь рухнула сама, а вместе с ней и те жизненные установки, которые она провозгласила. Ушли в прошлое прежние герои литературы: покорители целины, героические рабочие, мудрые руководители колхозов и заводов, бюрократы, которых побеждали новаторы.

Точно так же оказались теперь бессмысленными моральные установки: борьба как смысл жизни, победа любой ценой, идеология как основа общества.

Слово учителя: Характеризуя классическую русскую литературу, можно говорить о ее величайшем психологизме, постижении самых тонких духовных переживаний героя, о поиске смысла жизни, о стремлении понять, в чем заключаются истинные ценности и как найти к ним путь. И есть черта нашей литературы, которую можно назвать главной, какая?

Гипотеза ответа: Наша литература стремится к гармонии, т.е. человек находит естественное душевное равновесие с миром и Богом.

Вопрос: Что же представляет собой новая, "другая проза". Попробуем выделить основные черты этой литературы, обратившись к рассказу Л. Петрушевской "Свой круг". Вспомните, как настойчиво повторял Л. Толстой одну из своих любимых мыслей о том, что вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго (или злого), что он совершает в своей жизни. Л. Толстой говорит о круге тепла, добра, сострадания. А о каком круге идет речь у Л. Петрушевской?

Гипотеза ответа: Сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини: физик Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка. И вместе с тем это какой-то заколдованный круг, из которого никому не дано выбраться. Если у Толстого возникает вокруг героя круг любви, сострадания, добра, то вокруг героини Л. Петрушевской складывается круг обыденности, заурядности, повседневности - и бесчеловечности. Ни один поступок героя рассказа сам по себе не мерзок, не отвратителен, не жесток, но все вместе рождают ощущение зыбкой, но такой прочной паутины, из которой не вырвешься.

Вопрос: Толстой рисует гармонию обычной жизни (Николай Ростов в конце романа живет естественно-гармоничной жизнью). Такая же обычная, обыденная жизнь у героини Петрушевской? Все совпадает?

Гипотеза ответа: У писательницы также речь идет о естественной жизни, но эта жизнь лишена простоты, добра, уюта, того, что позволило бы назвать ее гармоничной, и дело даже не в том, что героиня тяжело больна. Ее жизнь - это круг, по которому можно идти до бесконечности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал д ...

План подготовки и проведения соревнования «Школа безопасности»
Основной целью соревнования "Школа безопасности" является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремлени ...

Разделы