Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 7

Вопросы для обсуждения рассказа.

1. Почему Олег не поставил в известность мать, что женится?

2. Как вы расцениваете его поступок?

3. Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

4. Почему Ирочка ушла из дома?

5. Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?

6. Сблизило ли несчастье сына с матерью?

7. Права ли Петракова, говоря Олегу: "Твоя мать - счастливая женщина"?

Ход урока:

I. Слово учителя: Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть." Вы прочитали его и еще познакомились с документальным рассказом "Просто так". Он помог вам заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение ничего не зная о его создателе.

Вопрос: Какой же вам представляется Виктория Токарева как человек?

(Ответы разные, но самое главное понято в ее характере.)

Слово учителя: Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества, без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и искренность. Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу "легким дыханием".

Самый главный вопрос для Токаревой: "Почему мать и сын не понимают друг друга?" Сегодня мы попробуем ответить себе на эти вопросы.

II. Работа с текстом.

Учитель: Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?

Чтение в лицах первого эпизода.

"Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила: "А Ирочка что, не собирается а общежитие?" ….

Я боролся за свою любовь."

Итак, он боролся за свою любовь - это его правда.

Но есть правда матери: вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь ее можно задвинуть под диван, как пыльный тапок.

Анну мучил вопрос: за что? Она не спала ночь.

Что же случилось? Кто прав? Кто виноват?

Гипотеза ответа: Столкнулись две правды: правда сына (он боролся за свою любовь), правда матери (вырастила сына, теперь ему не нужна)

Вопрос: Можно ли было поступить иначе? Ему? Ей? Как жили они эти 27 лет?

Гипотеза ответа: Автор скупо сообщает читателю о том, что "каждая семья имеет свои традиции". Они звонили друг другу, отмечались во времени и пространстве: ты есть, я есть. И ничего не страшно: ни социальные катаклизмы, ни личные враги. Ты есть. Я есть. Мы есть. В традиции было открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака, выражать радость, махать хвостом. Потом вести на кухню и ставить под нос миску с божественными запахами.

Вопрос: А теперь давайте представим то, что нет в рассказе. Олег пришел с работы. У него свободный вечер. Он дома. Анна дома… О чем они могли поговорить? Опишите вечер.

Учащиеся делятся своими предположениями.

Вывод: Разговаривать практически не о чем, они довольны друг другом.

Вопрос: Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

Чью сторону вы поддерживаете Олега с Ирочкой или Анны? Что происходит с Олегом? Ведь он по-своему жалеет мать.

Учащиеся делятся своими мнениями.

Вопрос: Когда Анна предлагает разъехаться, Олег не хочет, чтобы мать уходила в коммуналку, жалеет ее. Но почему же он жесток по отношению к матери?

Гипотеза ответа: Он не мстит матери, просто не за что. Он счастлив. Как говорит автор: "Сын счастлив. От счастья человек становится герметичным.

Чужая боль в него не проникает".

Анна мучается, но терпит. Она искренне не понимает, что дальше делать, как жить. Она делает для себя вывод: я им нужна. Подруга ее успокаивает: "Ты им необходима". И вот она решает заговорить с Ирочкой.

Чтение в лицах второго эпизода.

Ирочка, пусть ваши гости снимают обувь в передней…

Почему ты молчишь?

(Вместо ответа Ирочка вытащила из-под кровати дорожную сумку, молча побросала туда свои вещи и молча ушла. Олег вернулся с работы, достал чемодан, положил в него обувь и кассеты. На его сборы ушло 25 минут.)

Вопрос: Что вы можете сказать об Ирочке? Ваше отношение к ней. Почему она ушла? Кто в этом виноват? Почему Ирочке удалось в 25 минут "разрубить" конструкцию мать - сын?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Метод «Сопровождения»
Выше были исследованы имеющиеся данные об участии общей моторики и мелкой моторики в непроизвольном запоминании, в мыслительных процессах, а также в укреплении общего здоровья. Можно сказать, что игры на уроке иностранного языка в младшей школе оптимальный вы ...

Понятие о методе обучения
Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом; с греч. ...

Разделы