Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 5

Нет ничего, кроме фактов: так было, такие были, такое было.

Вопрос: Так что же отличает рассказ Л. Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы.

Гипотеза ответа: Можно выделить наиболее яркие отличительные черты.

1. Жизнь в рассказе "Свой круг" и в других произведениях Л. Петрушевской это суетное, мелкое, часто бессмысленное копошение в обыденных делах, нет в жизни никаких высоких истин, бессмертных идей и вечных ценностей.

2. Мир нелогичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдания.

3. Не существует никаких особых целей в жизни, есть только цепочка случайностей.

4. Писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, быть пророком, он только сочиняет тексты, в которых живут узнаваемые герои, поэтому не нужно искать в произведении личности автора или его нравственной позиции, сопереживания или осуждения.

Обобщение. Мы видим очень важные черты, присущие не только творчеству Л. Петрушевской, но и представителям "другой прозы". Она не видит гармонии в мире, более того, она утверждает, что гармония просто невозможна.

Урок по рассказу В.Г. Распутина "Нежданно-негаданно". (11 класс)

Тема: "Он умный и внимательный смотритель русской жизни"

Цели:

Обучающая: при анализе раскрыть социально-нравственную проблематику рассказа; формирование умений и навыков анализа рассказа.

Развивающая: развитие речи, овладение методами, отвечающими умению мыслить.

3. Воспитывающая: показать на примере этого рассказа основные особенности прозы "жестокого реализма"; формирование гуманных отношений (честности, радости, сопереживания).

Эпиграф к уроку:

"Все художественное пространство Распутина - и малые детали, и главные конфликты, даже пейзажи - насыщено этими вопросами, страхами перед "облегченностью", то есть беспочвенностью, бездомностью, и волей к самопознанию, то есть к возрождению надежных ориентиров жизни. Он умный и внимательный смотритель русской жизни". (В.А. Чалмаев)

Ход урока:

I. Слово учителя.

(Учитель говорит о новых тенденциях в творчестве Распутина, о "жестоком реализме" звучащем в рассказах в условиях плюрализма и гласности)

(Ученики читали рассказ к уроку)

II. Беседа.

Учитель: Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?

Гипотеза ответа: О том, что произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.

Учитель: Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?

Гипотеза ответа: Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.

Учитель: Чем поражен Семен? Зачитайте текст.

Ответы: ….

Учитель: Что его удивило?

Гипотеза ответа: "Охвачен удивлением, жалостью и болью при виде того, как опускают и опускают деньги "ангельскому" созданию, выпрашивающему подаяние по воле пасущего её Ахмета. А от предложения купить девочку он точно на землю опустился…"

III. Работа в группах. (Вопросы даны были заранее.)

1) 1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализируя время, место действия, широту изображаемого материала; характеризуя самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, в частности Сени и Кати; сопоставляя разные характеры и типы поведения (деревенские жители и "горлохваты").

Учитель: Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?

Гипотезы ответов: - Нет, здесь показана реальная жизнь.

Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.

Я одобряю поступок Сени: взять ребенка, ничего не зная о нем, ничего не имея: ни документов, ни вещей.

Учитель: Как вы думаете, случайно ли среди всех этих "невинных" людей (деревенских) женщина выбрала именно этого "петушистого" (Сеню).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этноп ...

Теоретические основы развития музыкального слуха
Слух – одно из пяти чувств, при помощи которого распознаются звуки; орудие его ухо, оно реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает сп ...

Разделы