Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет » Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Страница 7

К положительному результату может привести также упоминавшийся выше прием, связанный с предпосыланием слогу да ряда слогов с уже усвоенным ранее звуком б: бабабада.

Пользуясь этими приемами, необходимо следить за тем, чтобы ученик постоянно контролировал рукой вибрацию голосовых складок как у учителя, так и у себя.

Добившись слога да в конце ряда слогов со звуком б, следует перейти к двукратному, трехкратному повторению данного слога в конце ряда: бабабада, бабабадада, бабабабададада. Далее ученику уже можно предложить произнести по подражанию отдельный ряд слогов со звуком д, как было указано вначале. Следующий этап работы — постепенное замедление темпа произнесения слогов, выделение изолированного слога, отработка слов со слогом да (вода, дай и т. п.), отработка звука в слогах с другими гласными и в словах, которые включают в себя эти слоги.

Йотированные.

Все дети в классе вместо йотированных звуков произносятся простые гласные,

В первом случае дефект произношения нередко оказывается связанным с особенностями русской графики, в частности с тем обстоятельством, что буквы я, ё, ю, е не всегда означают дифтонги.

Если эти буквы стоят сразу после согласной, не отделяясь от нее ни гласной, ни мягким, ни твердым знаком, то они читаются как простые а, о, у, э и указывают только, что предшествующий согласный (кроме ш, oic и ц) должен произноситься мягко. Например, в словах Вася, семь, несет, Васю звук с произносится мягко, а следующие за ним гласные не являются дифтонгами, так что указанные слова звучат следующим образом: Вас'а, с'эм', н'эс'от, Вас'у. При использовании на первоначальных этапах обучения приближенного произношения, основанного на сокращенной системе фонем, можно допускать в этих случаях и твердое произнесение согласных. Впрочем, следует учитывать, что остатки слуха позволяют некоторым детям улавливать мягкость согласного по и-образному началу следующего гласного (пя — п'иа, пё — п'ио, пю — п'иу), что помогает им приблизиться к мягкому воспроизведению согласных звуков в подобных сочетаниях.

Для того чтобы при чтении вслух дети не путали разные звуковые значения букв я, ё, ю, е, надо проделывать с ними упражнения, построенные на сопоставлении этих значений, например: я — пять, я — пя; ест — семь, е — се; ёлка — лёд, ё — лё и т. д. Если дети ошибаются, произнося в словах вместо я — а, вместо е — э и т. д., то можно сделать пометку над буквой, например: иэ иа ест, яблоко и т. п.

Отрабатывая дифтонг йе(е), необходимо, помимо указанного выше, проводить упражнения, связанные с сопоставлением букв е и э как в изолированном положении, так и в начале слов, например: е — э, есть — это.

Гласные.

Звук «о».

Работая над звуком о на уроке и на индивидуальных занятиях, следует сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука и ранее усвоенного звука а.

Если не удается устранить указанные недостатки на основе непосредственного подражания с опорой на зрительное восприятие естественной артикуляции и прослушивание нормального звучания гласного, то приходится прибегнуть к специальным приемам.

Следует посадить ученика рядом с собой перед зеркалом, произнести о, раскрыв рот несколько шире обычного, и показать, что язык должен находиться не впереди, а в глубине рта. При этом сопоставляется правильное и неправильное положение языка. Если этот прием не приведет к цели, то следует шпателем нажать на переднюю часть языка и несколько отодвинуть его в глубь рта.

Во втором случае внимание ученика фиксируется на необходимости округлить губы. Если пробы перед зеркалом не приведут к цели, можно слегка нажать большим и указательным пальцами на щеки у углов рта и таким образом помочь ученику придать губам округлую форму. Наличие оттенка а при правильном положении губ указывает на необходимость отодвинуть в глубь рта язык, что достигается с помощью шпателя.

Звук «и».

Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда это оказывается достаточным, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове.

Однако в большинстве случаев постановка звука и сопряжена со значительными трудностями и требует индивидуальной работы.

На индивидуальных занятиях описанные приемы могут быть дополнены указанием на характерную для звука и вибрацию темени, которую ученик может ощущать, положив руку на голову учителю. Иногда это сразу приводит к цели.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Основные нововведения последних лет, инициированные образовательными учреждениями в системе оценки достижений учащихся
В последние десятилетия в различных образовательных учреждениях и педагогических системах, позиционирующих себя как нетрадиционные, разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы. Наибольшую извес ...

Использование дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе
По итогу проведенной контрольной работы учащиеся экспериментального класса в своём большинстве соотносятся к среднему уровню подготовки, но имеет место низкий и высокий уровни подготовки учащихся. Поэтому имеет смысл апробировать дифференцированный подход при ...

Разделы