Практическое применение проблемных коммуникативных задач в преподавании иностранного языка

Педагогика » Проблемная коммуникативная задача как способ активизации познавательной деятельности учащихся » Практическое применение проблемных коммуникативных задач в преподавании иностранного языка

Страница 1

В процессе изучения вопроса о применении в практике проблемных коммуникативных задач с целью активизировать познавательную деятельность учеников на уроках иностранного языка выяснялись цели таковых в преподавании данной дисциплины. Итак, все опрошенные учителя считают, что проблемные коммуникативные задачи призваны активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать приобретению новых знаний, развивать логику и творческие способности ребёнка, способствовать формированию и развитию навыков самостоятельной работы, что подтверждает теоретические исследования по данной теме. Такая цель данного типа задач как демонстрация решения проблем признаётся только 20% опрошенных учителей, что можно объяснить тем, что самостоятельное решение выходит на передний план. Применяют коммуникативные проблемные задачи раз в несколько уроков 60% опрошенных педагогов, остальные раз от раза, объясняется это тем, что средний уровень языковой подготовки учеников не достаточно высок. К тому же специфика предмета такова, что большое количество информации выдаётся традиционным методом.

Также ученикам двух 8 классов (общий языковой уровень средний, есть несколько учеников с высоким языковым уровнем) в ходе работы над различными темами ученикам был предложен ряд проблемных коммуникативных задач самостоятельного продуктивного уровня проблемности в соответствии со всеми условиями. При постановке учитывались возраст и интересы учащихся, по возможности предъявлялись как ситуации из реальной жизни. В связи с уровнем подготовки учеников и определёнными сложностями решения коммуникативных проблемных задач при необходимости допускался частичный переход на родной язык для соблюдения условия доступности, работа над задачей будет бесполезной, если она не будет понята учениками. При этом замерялось количество учеников, участвовавших в их решении, и сравнивалось с числом обычно активных учеников. Так, в одном классе обычно активных учеников 20%, в другом 27% от общего количества. При постановке проблемой коммуникативной задачи число активно принимавших участие в решении возросло до 70% и 64% соответственно. Объяснятся это также тем, что такого типа задания были для детей новыми, что вызвало дополнительный интерес.

В процессе решения поставленных проблемных задач, перетекающих в проблемные ситуации, ученикам была предоставлена определённая степень самостоятельности для обсуждения в группах, функция учителя сводилась к корректирующей. Первую предложенную задачу полностью самостоятельно решить не удалось. Объяснить это можно тем, что она не было достаточно понятно объяснена. После чего была проведены соответствующие изменения, что доказало важность формулировки задачи в известных ученикам конструкциях.

Для решения предложенных коммуникативных задач ученикам необходимо было использовать не только знания иностранного языка, но и их общие сведения о ситуации, что явилось попыткой научить решать общие, абстрактные проблемы. Было замечено, что ребята пытались решить все задачи путём применения лишь знаний предмета, забывая отнесённость к внеязыковой действительности, приходилось подсказывать, призывать к рефлексии. При этом решение традиционных заданий возникало сложностей.

Таким образом, проблемные коммуникативные задачи в связи с их спецификой не в полной мере используются в преподавании иностранного языка, хотя призваны научить системе умственных действий, решению общих проблем, развивать общие способности детей. Поэтому систематическое применение задач такого типа в обучении в дальнейшем поспособствует повышению личностной активности учеников, развитию навыков самостоятельной работы в группе и индивидуально.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Сензитивный период развития памяти
В обсуждении проблемы памяти мы имеем ряд дискуссий, столкновение различных мнений, и не только в плане общих философских взглядов, но и в плане чисто фактического и теоретического исследования. Память была излюбленно главой, которая в ассоциативной психологи ...

Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе
Формирование психологической готовности учащихся к обучению на второй ступени общего образования предполагает применение системы психолого-педагогических мер, обусловленных спецификой данного переходного периода. Психологическую подготовку учащихся к переходу ...

Разделы