Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии

Педагогика » Имидж педагога » Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии

Страница 2

Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят слово «имидж» как образ. Подобная интерпретация этого термина была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые :

- внешний вид, облик, наружность, внешность;

- живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо;

- форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;

- обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления;

- характер, склад, направление чего-либо:

- способ, средство.

Подобная многозначность русского слова «образ» неизбежно ведет к появлению следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи?

Исходя из изложенного, следует полагать, что термин «имидж» если и может употребляться как синоним термина «образ» в значении внешний вид, то по отношению к человеку только в связи с обсуждением одной из составных частей имиджа, детерминируемой габитусом (внешним видом) человека, и тогда эту составную часть имиджа человека можно назвать габаритным имиджем, а по отношению к предмету только в связи с обсуждением одной из составных частей его имиджа, детерминируемый внешним видом предмета, отмечая при этом, что образ любого предмета – это психическое отражение не обязательно только видимого.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, имидж какого-либо объекта – это нестереотипный образ, который может иметь стереотипную оценку (а может и не иметь ее), образ, могущий иметь рациональный или эмоциональный характер, возникший в психике человека – в сфере его сознания или подсознания в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей.

При этом заметим, что, если имидж – это образ в описанном выше аспекте, то насколько приемлемо обратное утверждение: образ – это имидж, или по-иному, любой ли образ, возникший в психике человека в результате восприятия, является отражением характеристик этого объекта, прототипом образа? Это в свою очередь означает, что не каждый образ объекта (человека, предмета, системы), возникающий в психике человека или группы людей, может называться имиджем, а только тот, к прототипу которого у этого человека или людей есть определенное отношение, и тогда имидж можно определить так: имидж – это только тот образ, к которому у человека имеется определенное отношение. Иными словами, образ объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы) .

Значит, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта (человека, предмета, системы) и сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу, а точнее к прототипу этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа. Поэтому получается, что имидж - это не столько образ, сколько отношение к образу и мнение об этом образе.

Далее, если имидж – это именно такой образ, к которому у человека, воспринявшего характеристики прототипа образа, есть определенное эмоциональное или рациональное отношение, то можно ли полагать имиджем образ самого себя?

Доказано, что образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Это в свою очередь означает, что имиджем человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи
В процессе общего и речевого развития ребёнка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребёнок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения и отвлечения в содержании усваиваемых им слов. В целях пр ...

Методологические основы гуманизации педагогического процесса
В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущ ...

Разделы