Диагностика уровней сформированности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов

Педагогика » Словесно-логическое мышление успевающих и слабоуспевающих студентов » Диагностика уровней сформированности словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов

Страница 2

Данный вариант довольно детальный, он позволяет вести мониторинг по каждому студенту по учебной успеваемости и по уровням общей учебной успешности по мере прохождения юнита и по его итогам. В тематическую учебно-методическую карту проставляется средний балл успеваемости по занятиям соответственно номерам занятия. Высчитывается средний бал успеваемости по теме по формуле:

Yср = (Хср1 + Хср2 + Хср3 …) / N, где

Yср – средний показатель успеваемости студента по теме,

Хср1, 2, 3… – средний бал успеваемости студента за занятие

N – число занятий в теме.

Следующий шаг – вычисление среднего балла успеваемости по теме, если по ее итогам проводится зачет, контрольная работа и т.д.

Z = Yср + Бкр, где

Z – средний балл по теме с учетом тематической контрольной работы,

Yср – средний показатель успеваемости студента по теме.

Далее осуществляется определение уровня учебной успешности, начисление поощрительных и штрафных баллов, вычисление итогового балла и определение общего уровня успешности.

Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать преподавателям и студентам действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.

Исследование успешности студентов осуществлялось на базе объективных показателей, в качестве которых мы рассматривали академическую успеваемость, познавательную активность, самостоятельность, креативность и рефлексию. Анализ успеваемости проводился на основе учебной документации: журналов успеваемости учебных групп, ведомостей промежуточных и итоговых аттестаций. Диагностика качественных показателей осуществлялась путем сопоставления данных наблюдения, устных характеристик, даваемых преподавателями каждому студенту, принимающему участие в эксперименте.

В результате рейтинговой оценки успеваемости студентов, на основе проведенного анализа количественных и качественных оценок успешности учебной деятельности учащихся и экспертных оценок было выделено пять групп: «сильная», «средне-сильная», «средняя», «средне-слабая» и «слабая»; определены критерии принадлежности к этим группам (см. Таб.1). Выделение в средней группе ещё двух переходных состояний успешности («средне-сильной» и «средне-слабой») связано с наличием большого числа студентов (около 35% от общей численности всех студентов, принимавших участие в эксперименте), находящихся в переходном состоянии к «сильной» или к «слабой» группам.

Таблица 1. Характеристика групп студентов по состоянию успешности

Группы студентов по состоянию успешности

Уровень объективных показателей

успешности студентов

Сильная

Аттестационный балл: (4,5-5]

- стабильно высокий уровень познавательной активности, стимулируемой внутренними

мотивами, проявляющийся в увлечённости, сосредоточенности на учебных задачах, в

тщательности и регулярности подготовки к учебным занятиям с привлечением дополнительных источников информации;

- высокий уровень самостоятельности и саморегуляции: самостоятельное определение

целей и методов, упорство и настойчивость в достижении целей, рациональное планирование учебной деятельности;

- высокий уровень креативности: предпочитают творческий характер учебной деятельности, критичны, открыты для новых идей, хорошо аргументируют собственную точку зрения;

- высокий уровень самоконтроля, стремление к самоанализу и самореализации.

Средне-сильная

Аттестационный балл: (4 -4,5]

- высокий уровень познавательной активности, стимулируемой не только внешними, но и внутренними мотивами, тщательная и регулярная подготовка к учебным занятиям;

- интенсивный процесс самостоятельной деятельности, проявляющийся в стремлении к

автономности при определении учебных целей и методов решения учебных задач, способность рационально организовать свою деятельность;

- достаточно высокий уровень креативности, предпочитают творческий и частично-

поисковый характер деятельности, проявляют любознательность и критичность по от-

ношении к новым идеям и методам, умеют аргументировать собственную точку зрения;

- достаточно высокий уровень самоконтроля, стремление к самоанализу, саморегуляции и самореализации.

средняя

Аттестационный балл: (3,5-4]

- активность либо во всех сферах учебной деятельности, но при этом не ориентированы

на получение глубоких знаний, либо ограничивают свою активность узкопрофессиональными рамками, нацеливаясь на избирательное усвоение только тех знаний, которые, по их мнению, необходимы для будущей профессиональной деятельности;

- ситуативная самостоятельность в учебной деятельности под воздействием внешних

мотивов;

- предпочитают частично-поисковый характер деятельности, проявляя ситуативно любознательность и интерес к новому;

- способность к самоконтролю, саморегуляции.

Средне-слабая

Аттестационный балл: (3-3,5]

- проявляют интерес только к тем дисциплинам, которые им нравятся и легко даются,

часто пропускают занятия, почти полностью игнорируют некоторые дисциплины, характерна мотивация избегания неудач;

- невысокий уровень развития волевых качеств личности, самостоятельность в учебной

деятельности проявляется редко под воздействием внешних условий;

- предпочитают репродуктивный характер деятельности, демонстрируют низкий познавательный потенциал;

- способности к самоконтролю, саморегуляции развиты слабо.

слабая

Аттестационный балл: (2,5-3]

- отсутствие выраженных интересов к какой-либо из областей знаний, учатся, как правило, по настоянию родителей или для уклонения от службы в армии, работы и т.п.

- отсутствие самостоятельности в определении учебных целей и методов решения задач,

неумение организовать свою деятельность;

- предпочтение репродуктивного характера деятельности, крайне низкий познавательный потенциал;

- способность к самоконтролю, саморегуляции развиты очень слабо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Сопровождение как основная стратегия деятельности педагога-психолога
Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологическо ...

Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей
Комплексное изучение языковой компетенции детей в условиях речевой патологии является залогом успешного их продвижения в системе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому эффективность логопедической работы достигается, как правило, вовлечением различных ко ...

Разделы