Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Педагогика » Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.

Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).

Цель исследования

- теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи

:

1. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.

2. Развить творческие способности в различных видах деятельности.

3. Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов

:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

- осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

· все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

· для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;

· познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;

· большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

· все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

· познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;

· познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;

· огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Башкиры", "Башкирский фольклор", "Народные праздники", "Башкирские игры" и др.).

Методы и приемы:

Наглядные — рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические — опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские — прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом. национальный народный традиция культурный

Игровые — дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные — рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

• беседы;

• экскурсии по историческим местам и памятникам города;

• показ спектаклей и сказок;

• продуктивная деятельность детей;

• праздничные мероприятия;

• выставки творческих работ детей и родителей.

В своей работе по данному направлению я изучила и проанализировала следующие программы:

· Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой «Искра», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;

· методическое пособие Р.Х.Гасановой «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;

· методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений Р.Х.Гасановой, Т.Б.Кузмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.

Другие статьи:

Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности при ...

Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ № 108
Для подтверждения теоретического изложения приведём материалы, полученные на преддипломной практике в период с 26.01.05. по 22.02.05. в ДОУ № 108, в старшей группе. Практическая работа по теме выпускной квалификационной работы осуществлялась в соответствии с ...

Разделы