Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе

Страница 1

Для достижения поставленных целей нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений», «Природа зимой» и «Весна в природе». В контрольной группе по данным темам проводились уроки.

В ходе формирующего этапа с учащимися второго класса, осенью была проведена экскурсия в дендропарк по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Экскурсия «Осенние изменения в жизни растений» была посвящена сезонным изменениям в природе (таким как: листопад, подготовка растений к зиме). Данная экскурсия была проведена в начале октября, т. к. именно в это время года можно увидеть настоящий, красивый листопад и, не причинив вреда растениям, собрать гербарий. Данная экскурсия объединила две темы: «Что это за листья» и «Что такое хвоинки».

Задачи экскурсии:

- уточнить и закрепить знания учащихся об осени как времени увядания природы, о подготовке растений и животных к зиме;

- продолжить формирование умений наблюдать за изменениями, происходящими осенью в природе, умений соблюдать правила поведения в природе;

- воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе. Оборудование:

Для учителя: карточки для самостоятельных работ, образцы листов. Для учащихся: блокнот, карандаш, папку для сбора листьев для гербария. Основное содержание:

1. Вначале экскурсии детям объясняются, правила поведения в лесу и проводится беседа о понимании природы осенью (какое сейчас время года, какое солнышко, как оно греет и т.д.)- Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть листья и пронаблюдать одинаковые ли листья или они все разные.

2. Далее учитель демонстрирует утащимся породы различных лиственных деревьев (береза, клен, осина), и дает каждому из них характеристику. После того, как учащиеся познакомились с тем или иным деревом им предлагается взять несколько листочков с земли, для изготовления гербария. Уделяется учителем внимание на то, что нужно собирать только опавшие листья, т. к. срывая их с деревьев можно поломать ветку, тем самым нанести вред дереву.

3. Детям даётся понятие о строении листа, выделяя листовую пластинку и черешок. Используется метод наблюдения. Итог подводится с помощью специальных карточек, на которых учащиеся должны закрасить знакомые им листья.

4. Учитель показывает учащимся разные хвойные деревья (ель, сосна), и дает каждому из них характеристику. После того, как учащиеся познакомились с представителями хвойных деревьев, им предлагается взять несколько хвоинок с земли для изготовления гербария. Уделяется учителем внимание на то, что нужно собирать только опавшую хвою, т. к. срывая её с деревьев можно поломать ветку, тем самым нанести вред дереву.

5. Как и при закреплении понятий «лиственные растения» детям раздаются карточки, в которых учащиеся должны дорисовать веточки сосны и ели.

6. В конце экскурсии учащимся предлагается сыграть в игру «Угадай дерево». Учитель показывает изображения листьев различных деревьев, а дети должны подбежать к тому дереву, которому соответствует данная картинка.

7. В завершении экскурсии детям были заданы вопросы, и дано домашнее задание нарисовать лес во время листопада.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Школа как фактор воспитания лидерских качеств
Анализ практики воспитания лидера в современных условиях показывает, что в ряде случаев в процессе формирования и развития личности лидера за пределами сферы влияния семьи и её культуры участвует школа. Несмотря на то, что изначально задачи школы отличаются о ...

Понятие и сущность игры
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Постепенно он и сам науч ...

Разделы