Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе

Страница 2

Методы и приемы:

1. Вводная беседа в парке для выяснения таких вопросов, как: а) какое наступило время года; б) какой стало погода (холодная, пасмурная и т.п.).

2. Беседа на одной из стоянок в парке о растениях (деревьях, кустарниках, травах) для установления изменений окраски листьев, начало листопада; самостоятельная работа детей по заданию: найти в парке березу или другое дерево, рассмотреть упавшие с него листья и выяснить, чем они отличаются от тех, что находятся на деревьях.

З. Игра «Узнай дерево» с целью закрепления знаний о разнообразии растений парка осенью, отработки умений их узнавания.

Домашнее задание:

-нарисовать осенний лес.

-Подготовить ответы на вопросы:

1. Что вы наблюдали на осенней экскурсии?

2. Какие растения вы встретили в парке?

Окончательное закрепление знаний проводилось на следующий день в классе. Учащимся предлагалось по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы. Ученики легко справились с предложенными заданиями.

Также с учащимися второго класса, была проведена еще одна экскурсия по теме «Зима в природе»

Задачи экскурсии:

- познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой;

- познакомить с понятиями заморозки, снегопад, метель.

- воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе.

- продолжить развивать умение наблюдать за изменениями, происходящими зимой в природе, умение соблюдать правила поведения в природе;

Оборудование:

Для учителя: карточки с изображением птиц, корм для птиц. Для учащихся: блокнот, карандаш.

Основное содержание:

1. В начале экскурсии детям объясняются, правила поведения в лесу и проводится беседа о изменениях природы зимой (какое сейчас время года, какое солнышко, по каким признакам мы узнаем, что пришла зима и т.д.).

Далее идет беседа с учащимися о времени наступления зимы (по календарю с 1 декабря, а ученые считают, что с 22 декабря), так же учащиеся знакомятся с понятиями заморозки, метель.

Учитель беседует с учащимися о снеге и снегопаде, просит дать характеристику снегу. После учитель спрашивает, к какой группе (живая и неживая природа) относится снег и просит назвать, что еще относится к неживой природе. Так же дается понятие «снегопад» и преподаватель просит понаблюдать детей за ним.

4. Учитель знакомит учащихся со значением снега для животных и растений (снег для растений — теплое пуховое одеяло, снег защищает лесных мышек от врагов и от холода).

5. Далее идет беседа о птицах, которые прилетают к нам зимой (снегири и свиристели). Учащиеся узнают, каково значение плодов деревьев зимой для птиц и животных.

6. В конце экскурсии учащимся предлагается сыграть в игру «Снежный калейдоскоп». Учитель делит класс на две команды. Каждый участник имеет право бросить снежок, перед этим назвав: зимние природные явления, зимующих птиц, зимующих зверей. Побеждает та команда, игрок которой был последним.

7. В завершении экскурсии детям были заданы вопросы (С какими природными явлениями мы сегодня познакомились, как называются птицы, которые прилетают к нам зимой, каких зимующих птиц вы знаете?)

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие об игре и игровой деятельности в структуре учебного процесса
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьм ...

Различные территории и русская литература
Этот блок тесно связан с проблемой странствий писателя и его героев. Одной из заслуг А. С. Пушкина считается создание самобытного национального пейзажа на примере среднерусской равнины. Эта территория была предметом изображения и для И. С. Тургенева, и для Л. ...

Разделы