Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Педагогика » Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи » Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Страница 3

Рис. 4. Показатели отношений педагогов к подросткам

По результатам анкетирования нами был сделан вывод о том, что необходима разработка комплекса профилактической работы с педагогами, ориентированной на повышение качества их общения с учащимися, улучшение эмоционального климата, прогнозирование развития лидерских качеств как своих, так и подростков.

Вторым направлением констатирующего этапа исследования было определение уровня уже воспитанных лидерских качеств у подростков на основе установленных нами критериев. Изучение этой проблемы осуществлялось с помощью комплекса взаимодополняющих методов. Использовались анкетный опрос, диагностические игры, проблемные ситуации, длительные и кратковременные наблюдения за учащимися в различных ситуациях (на уроках, на классных часах, во время перемен и т.д.). Такое «растворение» экспериментатора в учебной и воспитательной ситуациях помогло пронаблюдать те стороны процесса, которые нередко бывают скрыты от наблюдателя.

Анализ различных позиций в коллективно-творческом воспитании позволил нам установить критерии и показатели развития личностных качеств современного подростка-лидера. Совокупность критериев и показателей представлены в табл. 3.

Таблица 3. Критерии лидерства

К Р И Т Е Р И И

П О К А З А Т Е Л И

Организованность

Вовлекает в процесс игры или иной деятельности каждого участника.

Фиксирует и помогает анализировать идеи

Ответственность

Делает замечания и исправляет ошибки, щадя самолюбие участников.

Соблюдает регламент и принятые правила

Активность

Анализирует опыт и знания всех участников.

Способен быстро перестраиваться

Коммуникабельность

Способствует обмену информацией, установлению контактов с классом и взрослыми

Творчество

Создает условия для раскрытия мнений у всех участников, стимулирует и демонстрирует личные возможности подростков

К Р И Т Е Р И И

П О К А З А Т Е Л И

Самостоятельность

Поддерживает и вдохновляет всех участников.

Оперативно перерабатывает информацию, анализирует и резюмирует информацию и результаты игры

В средней школе №8 г. Кизилюрта нами был также проведен эксперимент, в котором в ходе различных предложенных школьниками игр, диспутов и дискуссий апробировались различные методики по выявлению среди учащихся лидеров и определению способов воспитания лидеров. Например, для выявления уровня активности учащихся была проведена разработанная нами игра «Большая душа никогда не бывает одинокой», проводившаяся в форме диалогического исследования.

С

ценарий игры

«Большая душа никогда не бывает одинокой».

Педагог: «Чем вызвана эта тема? Сегодня, как ни печально это отмечать, в отношениях между людьми стало больше жестокости, грубости. Из нашего лексикона давным-давно исчезли слова «жалость», «сострадание», «сочувствие», «милосердие». Давайте поговорим о содержании слова «милосердие».

Учащиеся высказывают различные мнения о своем понимании слова «милосердие», которые в основном сводятся к следующим:

1. Это готовность помочь кому-либо.

2. Готовность простить человека.

3. Желание добра другому.

4. Это участие в чьей-либо судьбе.

5. Человечность, бескорыстие и др.

По просьбе педагога ребята готовят к дискуссии факты – примеры из окружающей их жизни, отвечают на предложенные им вопросы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Специфика внеурочной деятельности школьников
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия, как внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность школьников. При этом часто заменяя одно понятие другим и не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, провед ...

Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...

Разделы