Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Педагогика » Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи » Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств у старшеклассников

Страница 4

1. Всегда ли надо быть добрым?

2. Нужно ли человеку доброе сердце?

3. Что означает понятие «милосердный поступок»?

4. Каким должно быть милосердие?

5. Как вы понимаете выражение «тихая милостыня»?

6. А что значит понятие «благотворительность»?

7. Назовите известные вам благотворительные акции.

Ребятам предлагается вспомнить факты милосердия и благотворительности «из прошлого России». В качестве наглядности предварительно может быть подготовлен специальный стенд «Узелки на память», в котором представлены следующие сентенции:

1. Надо быть добрым во всем.

2. Зло порождает зло.

3. Надо уметь творить благо для других.

4. Надо быть благодарным.

5. Надо всегда помогать всем, кому трудно.

6. Нельзя обижать близких людей своим равнодушием.

7. Надо уважать привычки и вкусы чужих для вас людей.

После окончания отведенного для игры времени можно предоставить возможность желающим участникам поделиться с группой интересными фактами (по теме) из своей биографии и обсудить эти факты с подростками.

С целью проведения психолого-педагогической диагностики нами проводился психологический тренинг-игра «Репетитор».

Целью игры являлось развитие дружеских отношений среди подростков и предоставление каждому из них возможности проявления креативных способностей, а также снятия у детей психологических блокировок и комплексов, связанных с чувством страха и стеснения.

Игра состоит из ряда упражнений и творческих заданий. Ведущий в игре выступает в роли репетитора, готовящего учащихся для конкурсного отбора в театральный вуз.

С целью преодоления сложностей, возникающих у подростков в вербальном и невербальном общении с аудиторией, нами был предложен ряд игр – упражнений:

1) Пантомима «Чай» – упражнение, помогающее созданию настроя на игру и показывающее, кто из подростков испытывает сложности в общении с аудиторией.

2) Пантомима «Подсказка» – упражнение, помогающее детям раскрепоститься, почувствовать контакт с аудиторией.

Мы предлагали ребятам проявить свои креативные возможности и в социально-коммуникативной сфере, предложив им дать свои Варианты решения социальных программ. Интересными, на наш взгляд, показались следующие предложения учащихся:

1) «для решения социальных проблем нужно увеличить зарплаты и пособия»;

2) «нужно предоставить безработным рабочие места»;

3) «нужно гласно через печать заставить общество заняться социальными проблемами»;

4) «нужно создать «Патрули заботы» при органах соцзащиты;

5) «нужно связаться с внеземными цивилизациями» и т.д.

Наиболее интересные формы работы, проведенные нами в экспериментальных классах, позволившие выявить лидера в группе, нам представляется, были следующие:

1. Игра «Дипломатия». В обращении-инструкции ребятам предлагалось выступить в роли дипломатов. Ведущий высказывал определенное утверждение, оппонент вступал с ним в диалог, начиная со слов: «Да, вы, конечно, правы, но…», далее резюмировалось услышанное, и высказывалась своя точка зрения.

На констатирующем этапе нами также использовались различные методики, подтверждающие задачи эксперимента. Например, на первом этапе нами использовалась методика «Социометрия», целью которой было выявление межличностных отношений в классе. Проводились две формы тестирования: первая – путем выбора «товарища по парте» (т.е., «с кем бы я хотел сидеть за одной партой»); вторая – путем «выбора товарища в действии» (т.е., «с кем бы я хотел делать общее дело»).

В первом случае учащимся шестых классов было предложено подписать свой листок и написать выбранные ими фамилии членов группы (классного коллектива). Количество выборов могло быть определенным (15–16 человек) и неопределенным. Критерии выбора и вопросы ставились в зависимости от характера выявленных отношений.

В первый социометрический круг (центральный) были помещены дети, набравшие наибольшее количество положительных выборов. Это – «социометрические звезды», которые имели количество выборов в два раза больше среднего, т.е. – лидеры (3,7% от участников).

Во втором круге – «предпочитаемые», имевшие среднее количество выборов (16,6% от участников).

В третьем круге – «пренебрегаемые», имевшие в своем активе небольшое количество голосов (72,2% от участников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Занимательная математика для старших дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают мат ...

Понятие театрализованная деятельность
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на ...

Разделы