Обоснованная (здоровая) агрессия |
|
Деструктивная (необоснованная) агрессия |
Рисунок 1. Виды агрессивности
Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.
Верно, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.
На основе этого выделяются три основных моделей агрессивности:
Агрессивность как выученная реакция
Агрессивность как следствие фрустрации
Агрессивность как врожденная составляющая
|
Врожденная составляющая |
Выученная агрессивность | |||
Фрустрация | ||||
Рисунок 2. Модели агрессивности
Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)
Основоположником этого подхода является Зигмунд Фрейд.
История появления модели
В ранних работах Фрейд утверждал, что все поведение человека базируется на стремлении к сохранению своей жизни и воспроизведению новой. Соответственно, агрессивность, возникает там, где что-то противостоит этому стремлению. В более поздних работах, Фрейд утверждал уже другое: источником агрессивности считал Танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению, то есть агрессия, по его мнению, является неотъемлемой частью жизни человека.
Первой выдвинула теорию о врожденности агрессивности исследователь психоаналитической школы Сабина Шпильрейн (1911 год).
Центральная идея этой работы: любое созидание обязательно включает процесс разрушения. Фрейд впоследствии развил эту теорию.
В 1920 году в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд повторил и развил основные выводы С. Шпильрейн. Есть гипотезой, что причина тому - опыт мировой войны и ряд личных потерь. Повторив основные выводы Шпильрейн, Фрейд ввел понятие Танатос - то есть инстинктивное влечение к смерти.
Суть модели
По Фрейду, стремление к смерти (Танатос) и стремление к жизни (Эрос) находятся в постоянном противодействии. Чтобы уберечь Я от разрушительного действия Танатоса существуют механизмы, который помогают перенаправить энергию Танатоса вовне, от человека - на других людей. То есть, по мнению Фрейда, источник агрессивности человека по отношению к другим - это проявление разрушительного начала в человеке.
Другие статьи:
Педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи в воспитании
лидерских качеств у старшеклассников
В данной части рассматриваются педагогические условия, создаваемые в семье и школе при воспитании лидера, а также раскрывается содержательный аспект методов и форм технологической модели воспитания лидера при взаимодействии родителей и педагогов, ориентирован ...
Профессиональная компетентность учителя технологии
Учителями технологии были выделены: 1. Предметно-методологическая компетентность: знания в области преподаваемого предмета, в межпредметных связях (технология, информатика, биология, химия, физика, история и др.); владение методиками преподавания предмета. 2. ...