Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте

Педагогика » Исследование современных методов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения детей » Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте

Страница 2

Обоснованная (здоровая) агрессия

Деструктивная (необоснованная) агрессия

Рисунок 1. Виды агрессивности

Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.

Верно, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.

На основе этого выделяются три основных моделей агрессивности:

Агрессивность как выученная реакция

Агрессивность как следствие фрустрации

Агрессивность как врожденная составляющая

Основные модели агрессивности

Врожденная составляющая

Выученная агрессивность

 

Фрустрация

 

Рисунок 2. Модели агрессивности

Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)

Основоположником этого подхода является Зигмунд Фрейд.

История появления модели

В ранних работах Фрейд утверждал, что все поведение человека базируется на стремлении к сохранению своей жизни и воспроизведению новой. Соответственно, агрессивность, возникает там, где что-то противостоит этому стремлению. В более поздних работах, Фрейд утверждал уже другое: источником агрессивности считал Танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению, то есть агрессия, по его мнению, является неотъемлемой частью жизни человека.

Первой выдвинула теорию о врожденности агрессивности исследователь психоаналитической школы Сабина Шпильрейн (1911 год).

Центральная идея этой работы: любое созидание обязательно включает процесс разрушения. Фрейд впоследствии развил эту теорию.

В 1920 году в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд повторил и развил основные выводы С. Шпильрейн. Есть гипотезой, что причина тому - опыт мировой войны и ряд личных потерь. Повторив основные выводы Шпильрейн, Фрейд ввел понятие Танатос - то есть инстинктивное влечение к смерти.

Суть модели

По Фрейду, стремление к смерти (Танатос) и стремление к жизни (Эрос) находятся в постоянном противодействии. Чтобы уберечь Я от разрушительного действия Танатоса существуют механизмы, который помогают перенаправить энергию Танатоса вовне, от человека - на других людей. То есть, по мнению Фрейда, источник агрессивности человека по отношению к другим - это проявление разрушительного начала в человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Диагностика по отслеживанию уровня сформированности навыков общения у детей
Комплексное изучение языковой компетенции детей в условиях речевой патологии является залогом успешного их продвижения в системе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому эффективность логопедической работы достигается, как правило, вовлечением различных ко ...

Типичные трудности младших школьников в учебной деятельности
Для решения поставленных в дипломной работе задач было проведено психодиагностическое обследование детей начальных классов в ГОУ «Государственная общеобразовательная школа №400 имени Александра Невского» г. Колпино города Санкт-Петербурга. Обследование было п ...

Разделы