Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Страница 2

Профессиональную ориентацию в курсе экономической географии учащиеся получают не только из учебника и из материала, сообщаемого учителям на уроках, но также на учебных экскурсиях на предприятия. Выбирая экскурсионные объекты и определяя содержание экскурсий, учитель ориентируется и на профориентационные возможности данного предприятия.

Информация о профессиях, сообщаемая учащимся в курсе экономической географии, должна учитывать информацию, которую дают трудовое обучение и другие школьные предметы - ботаника и зоология (по сельскому хозяйству), физика (прежде всего по вопросам энергетики и металлообработки), химия (по некоторым отраслям химической промышленности). Тесная связь с другими школьными предметами в профессиональной ориентации нужна учителю географии и для учета в этой работе индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Так, если какой-то ученик интересуется химией, то целесообразно при изучении экономической географии давать ему специальные задания, также связанные с химией, например, подготовку докладов и рефератов по химической промышленности, по химическим предприятиям. У некоторых учащихся могут формироваться профессиональные интересы, не связанные с каким-то определенным школьным предметом (например, в области геологии, авиации, медицины и т.п.). И в этом случае в курсе экономической географии имеется возможность углублять профессиональные интересы учащихся с помощью индивидуальных задании по соответствующим разделам курса.

Учет индивидуальных интересов учащихся к определенным профессиям нужен и в работе с ними по факультативному курсу экономики отраслей народного хозяйства (например, ознакомление с соответствующими экономическими вопросами на материале интересующих их отраслей).

Профессиональная ориентация учащихся девятого класса может быть весьма успешной и в процессе внеурочной работы по географии. В программу географического кружка для учащихся девятого класса целесообразно, например, включить изучение наиболее важных, интересующих школьников отраслей народного хозяйства своей области. Профессиональную направленность могут иметь и проводимые во внеурочное время производственные экскурсии.

Учитель географии принимает также участие вместе с учителем других предметов в организации и проведении различных внеклассных мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией учащихся: вечеров вопросов и ответов о разных профессиях (с привлечением специалистов с предприятий и родителей), конкурсов (например, на тему «Что вы знаете о любимой профессии?»).

Исследования показывают, что выбор профессии школьниками проходит ряд этапов. В самом общем виде этот процесс идет так. Сначала они обычно останавливают свой выбор на определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства, на какой-то широкой группе профессии. Далее выбор сужается, и школьник постепенно подходит к конкретной профессии или даже специальности.

Но учителю следует иметь в виду, что у многих школьников нет четкого понимания, что такое профессия, специальность, квалификация. Поэтому учителю следует обратить на это особое внимание и пояснить учащимся, что такое профессии, специальность, квалификация, какая разница между этими терминами. Профессия характеризует принадлежность работника к определенной трудовой категории и виду деятельности и требует от него определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых в обучении или опытом. Например, рассматривая тему «Энергетика», учитель называет ведущие профессии в угольной промышленности - горняк, в нефтяной - бурильщик и т.д.

Специальность охватывает более узкий вид деятельности в рамках профессии. Например школа, профессия учителя объединяем учителей разных специальностей: преподавателей русского языка и литературы, математики, истории, географии и т.д.

Профессия и специальность выделяются на основе технологического разделения труда, например, в текстильной промышленности в прядильном цехе работают прядильщики, ровенщики; в ткацком - ткачи; в набивном - красильщики и т.д.

С точки зрения профессиональной ориентации машиностроению следует уделить особое внимание. Потому что машиностроение - это ведущая отрасль промышленности и от уровня ее развития зависит экономическая мощь страны, а профессии, связанные с обработкой металла (металлисты), распространены.

Для организации машиностроительной промышленности характерны специализация и кооперирование, о чем сказано в тексте учебника и что проиллюстрировано рядом схем и таблиц.

Чтобы понять специализацию и кооперирование машиностроения, учащиеся должны представить себе, как строится производственный процесс на заводах данной отрасли, то есть знать основные стадии производства.

Схема, помещенная в учебнике «Отраслевой состав машиностроения» позволяет учащимся наглядно представить все многообразие продукции этой отрасли, выпускающей десятки тысяч разнообразных машин и механизмов для отраслей народного хозяйства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Текст: понятие, признаки, виды
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») – в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более част ...

Мелетий Смотрицкий
Мелетий Смотрицкий – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за г ...

Разделы