Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Страница 5

Помимо записи сведений об отдельных цехах учащиеся на основе рассказа экскурсовода, графиков, диаграмм и других средств наглядной агитации, имеющихся на заводе, собирают основные данные об истории предприятия, его специализации, структуре, внутри - и межотраслевых связях, темпах и перспективах развития производства и т.п. Эти вопросы также распределяются между бригадами. Кроме того, каждый ученик должен подготовить рассказ о содержании труда одной из профессий в цехе, сведения о котором собирает его бригада.

На подготовительном уроке учащиеся записывают все свои задания (каждое на отдельном листе блокнота в твердой обложке). Там заранее вычерчивают форму таблицы "Основные сведения о цехе".

Ход экскурсии.

Экскурсия начинается у входа па территорию завода. На плане города учащиеся находят место, где расположен завод; сопоставляя план и местность в пределах видимости, дают оценку его положения ею отношению к транспортным путям, водным объектам, ГЭС и другим предприятиям.

Следующая остановка - на предприятии: в классе производственного обучения. Здесь для учащихся организуется лекция или беседа следующего содержания:

1. История предприятия, причины его возникновения на данном месте, современная оценка географического положения предприятия.

2. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в народном хозяйстве).

3. Производственно-территориальные связи предприятия по сырью и готовой продукции с другими предприятиями данной отрасли и прочих отраслей народного хозяйства.

4. Основные стадии производственного процесса и структура предприятия (цехи, отделы их производственные взаимосвязи).

5. Основные рабочие и инженерно-технические профессии, подготовка кадров для предприятия.

6. Последовательностъ осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии.

Изложение материала сопровождается показом образцов, стендов и цветных иллюстраций с изображением выпускаемой продукции; учащиеся во время лекции ведут краткие записи. (Приложение). Особенно тщательно они должны записывать цифровые показатели и данные о производственных связях завода с другими предприятиями, поскольку эти сведения послужат основой для составления на последующих уроках географии схем производственных связей и географического оформления показателей, характеризующих рост предприятия.

Последовательность, с которой учащиеся знакомятся с основными цехами, определяется ходом технологического процесса, обычно включающего на машиностроительном заводе следующие стадии:

1. Заготовительную - получение заготовок для деталей (литейные и другие цеха).

2. Обрабатывающую - превращение заготовок в детали окончательной формы и размеров (механические и отчасти термические цехи).

3. Отделочные (цехи декоративных и защитных покрытий, отчасти термические).

4. Сборочную - состоит из частичной и общей сборки деталей и узлов в готовое изделие - машины и приборы (цехи частичной сборки или общей сборки-монтажа).

Кроме того готовые изделия проходят регулирование и испытание, а также некоторые дополнительные отделочные работы.

Ниже кратко охарактеризованы цехи, которые целесообразно посетить с девятиклассниками, для того чтобы у них было создано понятие об основных стадиях производственного процесса.

Поскольку в цехах производственный шум нередко заглушает голос экскурсовода, пред входом в каждый цех надо сообщить учащимся название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить о требованиях техники безопасности и перечислить задания, нацеливающие на наблюдение и сбор материалов. Сразу же после осмотра цеха следует ответить на возникшие у школьников вопросы, подвести итог увиденному, еще раз перечислить основные специальности рабочих цеха. Заключают экскурсию общий осмотр расположения производственных сооружений на территории предприятия и итоговая беседа, в которой подчеркиваются особенности производства, влияющие на географическое размещение данной отрасли, и называются меры, предупреждающие отрицательное воздействие предприятия на окружающую среду.

Литейно-термический цех. Основной процесс в этом цехе - литье. Литейное производство - это изготовление разнообразных изделий путем заливки расплавленного металла в фору, где он затвердевает.д.еталь, полученная литьем, называется отливкой. Литье экономически очень эффективно и позволяет получать заготовки деталей очень сложной формы, которую другим путем (например, механической обработкой) получить невозможно. Наименование выпускаемой продукции этим цехом - корпусные детали приборов.

Сырьем для отливок служит силумин в чушках. Приготовление форм (или, как говорят иначе, формовку отливок) производят в специальных приспособлениях в виде жесткой рамы (открытого металлического ящика без дна), их заполняют формовочной землей и кладут модель, а затем плотно утрамбовывают землю вокруг нее. Коли модель осторожно вынуть, в земле останется ее отпечаток.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

История становления культурологического подхода в обучении иностранным языкам
До 60-х гг. ХХ века культура в рамках обучения иностранным языкам выступала как самостоятельный элемент, сопряженный со страноведческими знаниями о стране изучаемого языка. Десятилетием позже понятие "культура" входит в содержание обучения иностранн ...

Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых
Построение идеальной модели личности выпускника начальной школы требует предварительного определения понятия «психологическая готовность к обучению в основной школе». Вне деятельности невозможно говорить о психологической готовности к ней. Специфика учебной д ...

Разделы