Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро и Т.К. Оспанова

Педагогика » Сравнительная характеристика методики обучения решению математических задач » Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро и Т.К. Оспанова

Страница 2

9 умножили на неизвестное число и получили 27, найти неизвестное число.

7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.

Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.

8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.

24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число.

К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрывается новый смысл арифметических действий. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием отношения (6 видов).

1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (I вид).

Один дом построили за 10 недель, а другой за 8 недель. На сколько недель больше затратили на строительство первого дома?

2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (II вид),

Один дом построили за 10 недель, а другой за 8. На сколько недель меньше затратили на строительство второго дома?

3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).

Один дом построили за 8 недель, а на строительство второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на строительство второго дома?

4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

На строительство одного дома затратили 8 недель, это на 2 недели меньше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель затратили на строительство второго дома?

5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

На строительство одного дома затратили 10 недель, а другой построили на 2 недели быстрее, сколько недель строили второй дом?

6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

На строительство одного дома затратили 10 недель, это на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель строили второй дом?

Назовем задачи, связанные с понятием отношения.

1) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (I вид).

Завод продал 24 сеялки и 8 тракторов. Во сколько раз больше продали сеялок, чем тракторов?

2) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (II вид).

Завод продал 24 сеялки и 8 тракторов. Во сколько раз меньше продали тракторов, чем сеялок?

3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма)

Завод продал 8 тракторов, а сеялок в 3 раза больше. Сколько сеялок продал завод?

4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

Завод продал 8 тракторов, их было в 3 раза меньше, чем сеялок. Сколько сеялок продал завод?

5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

Завод продал 24 сеялки, а тракторов в 3 раза меньше. Сколько тракторов продал завод?

6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

На заводе было 24 сеялки, их в 3 раза больше, чем тракторов. Сколько тракторов было на заводе?

Здесь названы только основные виды простых задач. Однако они не исчерпывают всего многообразия задач.

Порядок введения простых задач подчиняется содержанию программного материала. В I классе изучаются действия сложения и вычитания и в связи с этим рассматриваются текстовые задачи на сложение и вычитание. [2, с205]

Система задач в учебниках Т.К. Оспанова и М.И. Моро построена таким образом, чтобы не было натаскивание на решение задач одного вида, то есть система построена так, что при решении задач по учебнику дети встречались с задачами разных видов.

Главная цель, которую ставят авторы учебников, научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомыми в разных жизненных ситуациях. И в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия.

В учебнике Т.К. Оспанова отражен национальный компонент в содержании задач. Он отражен, например, в названии национальных праздников ( Наурыз); в названии селений ( аул); в именах детей ( Канат, Болат, Айгуль, Асель); в названии национальной валюты( тенге). Через содержание задач дети знакомятся с национальными героями, такими как Абай, Жамбыл.

Таблица1. Система простых текстовых задач в учебниках Т.К. Оспанова и М.И. Моро 1 класса

Виды задач

Примеры задач

Т.К Оспанова

М.И Моро

1. Нахождение суммы

На елке 3 красных шара и 4 золотых шара. Сколько всего шаров на елке?

22

16

2. Нахождение остатка

На заборе сидело 5 кошек. 3 кошки убежало. Сколько кошек осталось?

20

16

3. Увеличение (уменьшение) на несколько единиц

Канат сделал 7 кормушек, а Болат на 3 меньше. Сколько кормушек сделал Болат?

25

11

4. На разностное сравнение

Тетрадь стоит 7 тенге, а резинка стоит 3 тенге. На сколько тенге тетрадь дороже резинки?

21

10

5. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

В автобус вошли несколько девочек и 3 мальчика. Сколько девочек вошло в автобус?

-

7

6. Раскрытие смысла действия умножения

На трех полках лежали книги, по 4 книги в каждой. Сколько всего книг лежало на полке?

-

6

7. Деление по содержанию, на равные части.

На уроке труда два класса посадили 12 горшков с цветами, каждый поровну. Сколько горшков посадил каждый класс?

-

4

Всего

88

70

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии
Диагностика учебных достижений. Отличие тестов достижений от собственно психологических тестов (тесты интеллекта, способностей). Тест общеобразовательных знаний (ТОЗ). Компьютерная диагностика знаний. Мониторинг педагогического процесса. Изучение речевого раз ...

Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не с ...

Разделы