Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

Текст является объектом изучения разных наук, главным образом, лингвистики и психологии. В психологическом исследовании текст рассматривается как объект или как результат познавательной деятельности.

Текст представляет собой некоторое завершённое сообщение, обладающее своим особым содержанием. Содержание как термин грамматики текста И.Я. Гальперин относит к информации, которая заключается в тексте в целом, смысл относится к мысли, сообщению, заключённому в предложении или сверхфразовом единстве.

По определению И.Р. Гальперина, текст является произведением речетворческого процесса, обладающего завершённостью, объективированного в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, состоящим из названия (заголовка) и ряда особых единиц, объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющим определённую целенаправленность.

В психолингвистической литературе (Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.) текст определяется как законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение, которое, в свою очередь, является основным объектом восприятия и понимания речи.

Исследователи процесса понимания (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.) выделяют в нём понимание как вербальной, так и невербальной информации. В рамках нашего исследования мы остановимся на понимании специальных текстов.

Рассматривая вопрос о понимании текста в современной лингвистике и психологии, А.А. Леонтьев выделил следующие предпосылки изучения текста: во-первых, в качестве базисной единицы построения текста выступает предложение как семантико-синтаксическая единица; во-вторых, правила построения текста из предложений понимаются как частный случай синтаксических правил, т.е. как синтаксические закономерности высшего уровня, однотипные с синтаксическими закономерностями «низших» уровней; в-третьих, текст понимается как единица, входящая в ту же иерархическую систему, что и составляющие ее компоненты, но относящаяся к высшему уровню.

Говоря о понимании смысла сложного сообщения, следует помнить, что такой процесс, по мнению А.Р. Лурия, представляет собой переход от анализа понимания системы внешних значений речевого высказывания к пониманию его внутреннего смысла, от проблемы понимания слова, фразы и даже внешнего значения текста к пониманию подтекста, смысла и мотива, который стоит за текстом.

Результатом процесса смыслового восприятия текста является его понимание. В психологических и психолингвистических исследованиях (Я.В. Большунов, Б.М. Гриншпун, Л.П. Доблаев, А.А. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.) было установлено, что факторами, обуславливающими понимание, являются: коммуникативная насыщенность текста; смысловые категории, реализованные посредством языка в сообщении; языковая выраженность смысловых категорий; композиционно-логическая структура текста; владение языковыми средствами выражения смысловых категорий читающими; степень приближения лексики, грамматики и стиля речи текста к лексике, грамматике и стилю речи читающего; влияние прошлого опыта читающего, владение реалиями, отображенными в тексте; знание читающим большего контекста и подтекста; правильная организация направленности внимания при чтении; особенности восприятия, его обусловленность шрифтовой оформленностью текста; владение техникой читающим.

Г.И. Богин в своих исследованиях выделяет ступени понимания текстов, к которым относит:

– семантизирующее понимание, подразумевающее декодирование отдельных слов и существующее либо при чтении на иностранном языке, либо в том случае, если читателю встретилось незнакомое слово;

– когнитивное понимание, обозначающее общее понимание смысла, поскольку важно не просто понять содержание, но и «усматривать смысл»;

– распредмечивающее понимание, связанное с обращением к глубинному смыслу текста, когда читатель следит за значением слов.

Понимание текста, как известно, не сводится к пониманию значений отдельных фраз, составляющих речевое сообщение, т.к. такие фразы не могут рассматриваться изолированно, поскольку, по мнению Л.С. Выготского, понимание основного содержания текста определяется «вливанием» смыслов каждой из них. Процесс «вливания смыслов» представляет собой предмет специальной, поисковой, ориентировочной деятельности человека, декодирующего речевое сообщение, и является особо значимым в процессе чтения. Понимание текста зависит также от формальных особенностей его структуры – чем сложнее формальная структура фразы, включённой в текст, или чем сложнее соотношение отдельных фраз в целом тексте, тем более затруднённым будет его понимание. Среди причин трудностей понимания текста А.Р. Лурия выделяет следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Харктеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого ...

Разделы