Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях

Педагогика » Формирование понятий у младших школьников » Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях

Страница 5

В целом результаты исследований (Я.В. Большунов, А.А. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.) говорят о том, что частота воспроизведения различных смысловых звеньев определенным образом зависит от их семантической «нагрузки» в запоминаемом тексте. Обычно лучше репродуцируются такие части логически связного текста, которые можно рассматривать как более ёмкие по содержащейся в них семантической информации.

Это явление, очевидно, обусловлено тем, что необходимой предпосылкой преимущественного воспроизведения существенных смысловых звеньев является определенный уровень понимания текста. Во всяком случае, общеизвестно, что если человек плохо ориентируется в припоминаемом материале, то ему труднее вычленить и изложить основное содержание.

Как известно, словесно-логическая память является сложной формой умственной деятельности, включающей в себя разнообразные интеллектуальные процессы. Среди них первостепенное значение имеют смысловая группировка текста, выделение в нем смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение. Эти процессы в условиях запоминания, отмечает А.А. Смирнов, служат средством достижения более глубокого и отчетливого понимания. Они помогают вычленить основное содержание, позволяют установить определенную иерархию частей текста по степени их существенности. При этом смысловая группировка и другие перечисленные процессы наблюдаются в ходе, как запоминания, так и припоминания материала.

Возможность понимания текста при чтении зависит от объективных и субъективных причин. К субъективным причинам относятся языковые знания учащихся, умение пользоваться полученными знаниями и навыками владения языком, а также индивидуальные особенности памяти и мышления учащихся. Объективные причины – это особенности предъявленных текстов и условия их предъявления.

Материал текстов и условия их предъявления должны содействовать облегчению процесса понимания и его интенсификации. Текстовой материал, не учитывающий психологических предпосылок, может быть причиной неполного или неправильного понимания.

Связь мыслей в тексте представляется особенно важной в плане изучения проблемы восприятия текста, его понимания и воспроизведения. В тексте мысль не ограничивается рамками одного предложения, а переходит из одного предложения в другое. Переход мыслей и составляет логическую основу текста. Если заключить мысль в рамки отдельных положений и не перебросить логических мостиков от одного предложения к другому, то текста не образуется. В этом случае предложения составят набор отдельных мыслей, не связанных друг с другом. При обработке текстов в учебных целях и затем при использовании их в учебном процессе эта сторона логических связей между предложениями должна стать объектом особого внимания.

Таким образом, можно говорить о том, что умение интерпретировать смысловую информацию текста нужно специально формировать у учащихся, т.е. ввести в контроль знаний школьников и оценивать не столько знание языка как определенной системы, а умение использовать эту знаковую систему в процессе оперирования элементами языка на смысловом уровне при порождении и интерпретации речевых сообщений.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Педагогическое изучение детей с нарушениями в развитии
Диагностика учебных достижений. Отличие тестов достижений от собственно психологических тестов (тесты интеллекта, способностей). Тест общеобразовательных знаний (ТОЗ). Компьютерная диагностика знаний. Мониторинг педагогического процесса. Изучение речевого раз ...

Правовые основы современного семейного воспитания
В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции РФ говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни страны в разных сферах ...

Разделы