Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся общеобразовательных школ

Страница 2

- обусловленность функционирования системы функционированием ее отдельных элементов и структурой;

- целесообразное взаимодействие системы со средой, в которой она находится и во взаимоотношениях с которой проявляет свою целостность; целесообразность при этом, как правило, обусловлена потребностью среды в существовании и функционировании данной системы.

При этом если одни характеристики значимы с точки зрения внутреннего строения системы, то другие касаются внешних условий ее функционирования, обеспечивающих возможность и необходимость ее построения.

Возможность создания педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в конкретной общеобразовательной школе определяется тем, что существуют системы более высокого порядка, решающие задачу реализации прав детей на полноценное развитие, образование, сохранение здоровья, на отдых и досуг, компонентом которой и может стать данная педагогическая система, — это муниципальная, региональная и федеральная системы образования.

Понятие системы образования закреплено Законом РФ «Об образовании», где записано, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [58]. Данным определением выделяется как бы три уровня в содержании понятия: программный, учрежденческий и управленческий.

Основным элементом единого образовательного пространства, необходимого для эффективной социализации и индивидуализации личности в современных социокультурных условиях, является, по мнению ряда исследователей, педагогическая система (Б.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, В.А. Якунин и др.). Эффективно «работающая» педагогическая система есть показатель структурности воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности как конкретного учреждения, так и всех участников целостного педагогического процесса. Именно это делает создание педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в общеобразовательной школе не только возможным, но и целесообразным.

Однако возможность создания системы еще не обеспечивает ее жизнеспособность, длительное и успешное функционирование, которое во многом определяется тем, насколько она необходима.

Необходимость построения педагогической системы формирования социального здоровья учащихся обусловлена объективно существующей и чрезвычайно острой потребностью среды. И важным здесь является не только то, что назрела острая потребность скорейшего решения педагогических проблем в сфере социального здоровья детей — это потребность не только каждого муниципалитета, региона или субъекта федерации, но и государства в целом.

Если же говорить о педагогической системе формирования социального здоровья учащихся как действительном проявлении системного подхода в образовательной практике, необходимо выделить системообразующий концептуальный фактор, который характеризует основную направленность, целевую установку системы, определяющую ее содержательный смысл и структурную организацию. Таким «концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребенка». При этом важно подчеркнуть, что речь идет не о защите прав в узко юридическом аспекте, а имеется в виду широко понимаемая защита прав ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей, на сохранение и укрепление его здоровья, на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 080200.62-Менеджмент
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: - организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровн ...

Физика как основа для развития критического мышления
Безусловно, этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебные предметы, включая физику, которая вносит значительный вклад в умственное развитие человека. С незапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее роль ...

Разделы