Типы и виды уроков биологии

Страница 1

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина). В ней выделились следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решаются одновременно несколько дидактических задач.

Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи – усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений; 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные (Н.Е. Кузнецова).

В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т.п. (Г.И. Белов, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова). Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. (С.В. Иванов). Н.М. Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируют по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Н.А. Рыков, И.Н. Пономарев, Д.И. Трайтак и др.).

Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Поэтому каждая тема представляет собой четко выраженную систему уроков, связанных целями обучения и логикой раскрытия учебного материала. Различаются такие типы уроков: 1) вводные, 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Многообразие уроков в существующей практике обучения значительно шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок, который может быть отнесен к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи с этим обозначалась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа.

Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урока

Вид урока

Вводный

Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок.

Раскрывающий содержание темы

Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-семинар.

Заключительный, или обобщающий

Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет.

Урок № 1 на тему: «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания»

Цели:

- обучающие - определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок;

- развивающие - формировать умения: самостоятельн6о работать с текстом и рисунками данными в учебнике; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; выполнять несложные практические задания;

- воспитывающие – формировать умение работать в группе, самостоятельность, инициативность

ТСО и средства наглядности: таблицы: «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение № 2), «Строение дольки легкого» (см. Приложение № 3); муляжи гортани; рельефная таблица «Органы дыхания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методические рекомендации по созданию образов птиц как способа формирования экологического сознания у учащихся среднего возраста
В эколого-эстетическом воспитании подростков, в формировании их любви к природе родного края значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искус ...

Современные научные представления о дизартрии
Дизартрия - это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия может быть врождённого и приобретённого характера. У детей дизартрия, как правило, обусловле ...

Разделы