Типы и виды уроков биологии

Страница 6

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное знакомство учащихся с текстом и рисунками на с. 142-144 учебника. Ученики по заданию учителя делают краткий конспект урока в тетради.

2. Обсуждение прочитанного под руководством учителя.

Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.

1) Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение № 4)

(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).

2) Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение № 2, 3)

(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.

Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы.

Кислород, растворившись в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани).

3) Как происходит газообмен в тканях?

(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.

Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.

Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин – вещество не прочное. Он способен сохраняться только тогда, когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.

В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступает здесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма).

4) Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?

Отразим эти изменения в форме таблицы. Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики переносят таблицу в тетради.

Дыхательное движение

Состояние дыхательных мышц

Состояние диафрагмы

Состояние легких

Вдох

Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра

Диафрагма сокращается и становится плоской

-грудная полость увеличивается;

- легкие расширяются;

- давление в легких становится ниже атмосферного;

-воздух устрем -

ляется в легкие

Выдох

Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра

Диафрагма расслабляется и становится выпуклой

- ребра опускаются;

- грудная полость возвращается в исходное положение;

- уменьшается объем легких;

- давление в легких увеличивается;

- воздух выталкивается из легких наружу

5) Что такое жизненная емкость легких?

(Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл).

6) Как регулируется дыхание?

(Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга).

IV. Закрепление знаний.

Работа в группах. Ученики класса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учитель проверяет правильность выполнения задания учениками.

I группа. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.

1) Расскажите какие процессы происходят в легочных альвеолах.

2) Каков механизм газообмена в тканях?

3) Каким образом совершаются дыхательные движения?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Развитие словаря в игровой деятельности
1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных. Игра «Назвать слово как можно быстрее». Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидо ...

Личность учителя в структуре педагогического общения
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь сво­их воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все ...

Разделы