Типы и виды уроков биологии

Страница 2

Тип урока: изучение нового материала.

План проведения занятия:

№ и название этапа

Время

1. Организационный момент.

3 мин.

2. Актуализация знаний, необходимая для изучения нового материала – фронтальный опрос

10 мин.

3. Изучение нового материала

20 мин.

4. Закрепление знаний – работа в группах

10 мин.

5. Задание на дом

2 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.

II. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Фронтальный опрос.

Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, при необходимости учитель дополняет ответы учеников.

1) Что называется дыханием?

(Дыхание – это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе).

2) Для чего организму необходим кислород?

(Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов).

3) Как соотносится обмен веществ и дыхание?

(Дыхание – это часть обмена веществ, во время которой происходит газообмен между организмом и внешней средой. При вдохе поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе из организма удаляется углекислый газ).

4) Где образуется и накапливается энергия в клетке на клеточном уровне?

(В клетке энергия образуется и накапливается в митохондриях. Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит универсальным клеточным аккумулятором. Энергию, заключенную в АТФ, клетки используют на различные процессы своей жизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов, мышечные сокращения и многое другое).

5) Каково значение органов дыхания?

(Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ).

6) Какие органы дыхания у животных вам известны?

(Жабры – у большинства водных обитателей; трахеи – у насекомых; легкие – у наземных позвоночных).

7) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?

(Кровь циркулирует по кровеносной системе и разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада.

Кровь выполняет транспортную функцию: обогатившись в легких кислородом, она доставляет его ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким).

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Разделы