Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 10

Анализируя феномен "другой прозы", можно выделить еще одно направление - ироническое в поэме Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки".

Философствующий герой-алкоголик носит имя автора поэмы, совпадают даже некоторые детали биографии, но это лишь литературная игра. "Москва в поэме Ерофеева выступает в качестве многозначного символа тотального подавления личности, замкнутого, бесчеловечного пространства, откуда стремится вырваться Венечка. Петушки же напротив, представляются неким Эдемом, воплощением земного рая, но герою не дано достичь своего рая. Так воплощается тема трагизма человеческого существования".

Главный герой Веничка постоянно испытывает чувство одиночества. В поэме нет действия. Веничка с того света исповедуется о последнем дне жизни. На протяжении всей поэмы автор предлагает нам длинные монологи героя, находящегося на последней стадии деградации. "Истоки духовного кризиса кроются в самой личности, в выборе, который делает герой. Если человек стал служить не Богу, а Дьяволу, страстям, стал жить не по совести, то он неминуемо придет к духовному кризису. Истинная причина гибели Венички - в его неспособности найти для себя опору в этом мире, цель в жизни, свое место среди достойных людей. Его время заполнено попытками удовлетворить свои страсти.

Но удовлетворить страсти невозможно. Поэтому единственное, что для него осталось, - напиться и забыть о существовании своей души. Когда пьяному Веничке кажется, что он приехал на станцию Петушки и обрел свободу, четверо в тяжелых сапогах убивают его. Будущего времени в поэме нет. Со смертью Венички как бы заканчивается история, останавливается время". Веничка - антигерой своего времени.

Ироническое направление в "другой прозе" продолжает Вячеслав Пьецух. Его сюжеты сознательно проецируются на различные литературные модели: "Палата №7", "Крыжовник" и др. Повесть "Новая московская философия", начинается с откровенного обнажения приема - нарочитого введения больших фрагментов из текста романа Достоевского "Преступление и наказание". Цитаты из романа, перемешиваясь с детективной интригой - расследованием по факту исчезновения одной из обитательниц коммунальной квартиры - сообщают повествованию усиливающуюся психологическую напряженность.

Исчезнувшая старуха Пумпянская - "из бывших", наследница прежних хозяев огромной (ныне - коммунальной) квартиры - ютится на 14 квадратных метрах около кухни, но эти метры и являются предметом вожделения всех жильцов столичной коммуналки, а значит - возможным поводом для совершения преступления. Но как выясняется, убийства не было, - старая женщина умерла от переохлаждения, просидев ранней весной тридцать часов на скамейке. Для автора важно показать, как трансформируется зло сегодня, как оно опускается в быт и оборачивается привычным для каждого, ежедневным равнодушием и мелочной агрессивностью (борьба за квадратные метры жилплощади). Непосредственной же причиной печального происшествия стал эксперимент шестнадцатилетнего школьника Мити Началова с фотографией умершего мужа Пумпянской. Жестокая шутка недоросля, рассчитанная на шум и переполох соседей, обернулась человеческой драмой. Однако, узнав об этом, Митя (ему не случайно дано имя героя Достоевского) требует наказания за свой поступок, за непреднамеренное, но свершившееся преступление. Так в повести Пьецуха перекликаются два сюжета классический и новый (реализм и неореализм).

"Писателя глубоко волнует связь русского характера, русской души со словом, духовная власть литературы над нами: "Мы так верим в литературу, как наши предки в судный день". Литература для атеистического сознания становится заместителем христианских заповедей, и авторская формула "новой московской философии" может быть выражена следующим образом: путь от homo sapiens к homo gumanus лежит через литературу, вобравшую в себе нравственный опыт человечества и передающую его от поколения к поколению".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Развитие словаря в игровой деятельности
1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных. Игра «Назвать слово как можно быстрее». Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидо ...

Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Обучение в начальной школе является одним из первых зв ...

Разделы