Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 9

Здесь его сбило с пути обилие света, там - отсутствие света, тьма. И там и тут ему указывает выход добрый человек: вверху железнодорожный рабочий, внизу - солидный человек с газетой. Ключарев, подобно амфибии, принадлежит обеим стихиям, он как человек, связующий пространства, песчинка, совершающая путешествие из одной сферы в другую через мучительно узкое отверстие. Герой постоянно ходит с незаживающими ранами под одеждой - такова расплата за перемещения в метафизическом пространстве. Каждый раз герой выползает из черной дыры, чтобы вернуться в сумеречную реальность, вернуться к своему долгу - жить, как бы это ни было невыносимо. Трудный опыт выживания учит его, что надеяться можно только на себя, своих близких и иногда на помощь доброго человека в сумерках. Только личность - и в этом заветная мысль Маканина - является самодостаточным и смыслообразующим феноменом, той единственной субстанцией, которая способна упорядочивать хаос. Сдержанный оптимизм писателя проявляется в том, что им показан герой действующий.

Термин "другая проза" вошел в употребление с начала 1989 года. Но появилась и заявила о себе десятилетием раньше, когда осознала себя другой - вызывающе альтернативной по отношению к официальной литературе и господствующей морали. "Другая проза" началась с "шоковой" литературы - с публикаций рассказов Евгения Попова, Л. Петрушевской ("Свой круг"), поэмы В. Ерофеева "Москва - Петушки", Валерии Нарбиковой ("Равновесие света дневных и ночных звезд"). Эти и другие произведения шокировали читателя беззапретностью в выборе тем, героев, лексики и полным отсутствием авторской моральной оценки.

"Новая литература пришла со своей правдой о мире и человеке, и эта правда ранила, даже оскорбляла человеческое достоинство. Предмет изображения в "другой прозе" - тошнотворность жизни и потемки человеческого сознания, душевное "подполье". Героями их произведений становятся люди толпы, люди социальной обочины, маргиналы и аутсайдеры: у Венедикта Ерофеева - это философствующий алкоголик, у Л. Петрушевской - люмпен-интеллигенты, у Виктора Ерофеева - проститутки, идиоты, маньяки, у Сергея Каледина и Леонида Габышева - бомжи могильщики, заключенные. Предлагая читателю необработанный сколок действительности, авторы новой прозы не морализируют, не проповедуют нравственное возрождение, а выступают всего лишь невидимыми посредниками между жизнью и читателем. Такая проза сознательно отрекается от украшенности, от судейства, здесь особую роль приобретает слово героя.

Отступления от литературной нормы, необработанность, даже грубость манеры повествования входит в авторский замысел".

В рассказе Л. Петрушевской "Свой круг" главной героиней является женщина-мать. О материнстве она говорит во многих рассказах. Так в рассказе "Время ночь" она пишет, т.е. ее героиня записывает в дневник: "Женщина слаба и нерешительна, когда дело касается ее лично, но она зверь, когда идет речь о детях". "Иногда это даже подвиг, граничащий с самопожертвованием, как, например, в повести "Свой круг". Люди так сосредоточиваются на себе, что не видят и не слышат своего ближнего, и чтобы пробудить их от этой глухоты, мать избивает в кровь ни в чем не повинного собственного сына, дабы они, в том числе отец мальчика, возмутились и не дали сгинуть ребенку в детском доме, так как сама она знает, что скоро умрет".

Трудно понять читателю этот абсурд жизни, когда женщина-мать совершает такое обдуманно и осознанно, преследуя спасительную для своего ребенка цель, так как дни для нее, больной неизлечимой болезнью, сочтены. В этой повести Петрушевская диагностирует своего рода социальную болезнь: стремление уйти от себя, от своего выбора в мораль "круговую", боязнь оказаться наедине с самим собой. Каждый в угоду каким-то неписаным правилам играет не свойственную ему роль. Герои повести, в основном отцы и матери, собираются тесной компанией по пятницам у героини-рассказчицы за застольем, включают на всю громкость магнитофон, мешая спать всей улице, и таким образом веселятся. Среди них и отец ее сына (он не живет с ними). На своего сына отец не обращает внимания (сцена, когда спросил об отсутствии сына в час ночи и не пошел искать, полное безразличие). Вот и решилась героиня на этот нелепый поступок, с целью разорвать этот круг. Озабоченные поддержанием репутации своего круга, эти люди во имя, так сказать, "корпоративных" интересов способны по-настоящему сплотиться, что, как она надеется, и спасет ее сына-сироту.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей детей
школьник ученик мышление неуспеваемость Игры и упражнения на развитие мышления Игра «Что дальше». Цель: развитие логического мышления. Ход игры: детям предлагается нарисовать недостающие детали. Задание активизирует такие мыслительные операции, как анализ, си ...

Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя
Сфера педагогической деятельности, также как и другие области профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно-технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и практические умения преподавателя нуждаются в постоянном пополнении и ...

Разделы