Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 7

В одном из эпизодов романа немецкий генерал Гудериан, сидя в Ясной поляне за столом Льва Толстого, размышляет о загадке русского характера. Он не может понять поступка Наташи Ростовой, как не может найти разумное объяснение и происходящему в новой войне: он не учитывает, что русские люди, так пострадавшие от большевизма, защищают в этой войне не Сталина и сталинский режим, а родину и независимость. Ключевой является в романе авторская фраза о том, что после памятной речи Сталина 1941 года Гитлеру "противостояла уже не Совдепия с ее усилением и усилением классовой борьбы, противостояла Россия".

Образ этой России воплощен в фигуре генерала Кобрисова и его ординарца Шестерикова. Во время коллективизации они по прихотливой логике русской истории оказались врагами: Кобрисов, одержимый тогда идеей всеобщего насильственного счастья, раскулачивал; семья Шестерикова была раскулачена.

Война причудливо соединила этих двух русских людей, выявила их лучшие черты: ненаигранную храбрость, отсутствие рисовки, верность народной морали, близость к простым людям. Беспощадно показывая, что и во время войны сталинский тоталитаризм продолжал калечить человеческие души.Г. Владимов утверждает, что многочисленным светлооковым (Светлооков - обобщенный образ аморального особиста) удается нравственно развратить только слабых духом, а такие люди, как Кобрисов, Шестериков и другие эпизодические персонажи из народа, сохраняют высокую духовность, обеспечившую в конечном счете победу в тяжелейшей войне.

Автор рисует расхождение позиций генерала Кобрисова и маршала Жукова - в вопросе о цене победы, о тактической целесообразности потерь в живой силе и цене солдатской жизни, жалости и сострадания.

"Роман "Генерал и его армия" убедительно свидетельствует о том, что подлинные достижения современной литературы связаны с органичным усвоением и переосмыслением традиций русской классической литературы; писатель добивается успеха тогда, когда его стилистическое мастерство помогает донести до читателя богатство и сложность духовной жизни современников".

Оба романа (Астафьева и Владимова) сходятся в одной болевой точке современности - мучительном осмыслении вопроса нравственной ответственности командиров, цене победы.

Основные особенности модернистской прозы: критицизм и антитоталитарность, субъективизм в восприятии картины бытия, утраты цельности мира. Основные течения внутри литературы с модернистской доминантой: антиутопия и условно-метафорическая проза и "другая" проза. Для современных писателей-постмодернистов характерен сильнейший антиутопический пафос. А особенность современной антиутопии состоит в "узнавании" реальности, в сочетании гиперболизированных деталей реального с фантастическим сдвигом ее самой.

Социальная проблематика лежит в основе любой антиутопии. Условно-метафорическая проза была эстетической реакцией на цензуру середины 80-х годов. Метафора превращения человека в хищника означала обесчеловечение, духовную неполноценность личности. Один из приемов отражения реальности в условно-метафорической прозе является гротеск. Выделяется два вида гротеска: социальный (обращение к проблемам политического устройства, к негативным явлениям современного общества) и философский (заостряет до абсурда философскую идею). Не противоречит реалистической основе условность - средство авторской концепции жизни, не проявляется внимание к индивидуальной психологии героя. Виды условности: сказочный, мифологический и фантастический.

Яркими примерами романа-антиутопии, условно-метафорической прозы являются Т. Толстая осуществила эстетический эксперимент соединения жанра антиутопии с русской фольклорной и литературной сказочной традицией, создала мир Кысь-Русь (цепочка звуковых ассоциаций Кысь-брысь-рысь-Русь). Писательница придумала для своей России фауну и флору, историю и географию, границы и соседей, нравы и обычаи населения, песни, пляски, игры и забавы, создала модель русской истории. Якобы был в истории некий взрыв, после которого наступили так называемые Последствия - мутации: у людей у кого хвостик растет, у кого гребешки, кто шерстью зарос, кто на четвереньках ходит; зайцы вьют гнезда на деревьях, куры по осени улетают в теплые края. Фантастический мир "Кыси" погружен в дремучую первобытность: народ живет в избах среди бескрайних полей, не только электричества, но и колеса не знает, ловит мышей (для еды и для натурального обмена), пьет и курит какую-то "ржавь". Роман пишется как новая сказка, новая мифология, но в сказочной манере повествования проявляется что-то дремуче-архаическое, в результате получается некая ретроантиутопия. Прежние - люди, застывшие в точке взрыва, они бессмертны, с катастрофы прошло 300 лет, но мир не развивается. Понятия морали перевернуты, находятся на дообщинной стадии. "Кысь" - антиутопия особого рода. Социальное равенство разрушено полностью. Жители называются Голубчиками, они несут государственную службу, ими управляют Мурзы, а над всеми наибольший Мурза Федор Кузьмич.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников. Под ...

Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Контроль результатов обучения — важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты, цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с друг ...

Разделы