Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 6

"Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние оцепенения, шока, ощущение невостребованности и оттертости, с не малым трудом подходит к новым темам, к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей. Можно отметить как безусловно значительные успехи её рассказы В. Распутина "Нежданно-негаданно" и "В родную землю", и неоднозначно оцененные романы В. Астафьева "Прокляты и убиты" и Г. Владимова "Генерал и его армия".

Рассказ "Нежданно-негаданно" В. Распутина относится к прозе "жестокого реализма". Основные особенности этой прозы: любовь - ненависть к своему народу, активное неприятие зла, образ человека-праведника. Социально-нравственная проблема в рассказе близка нам, так как то о чем рассказывает писатель мы видим вокруг и каждый день: "попрошайки", "крутые парни", которые явились за девочкой, не сходят с экрана телевизоров. Не мог пройти мимо этой проблемы В. Распутин, "умный и внимательный смотритель русской жизни".

"Само название рассказа уже говорит, что произошло что-то непривычное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее. Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявшие опору (в виде кодекса нравственных строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков встречей с "жестокими дюжими женщинами-челночницами", "охвачен удивлением, жалостью и болью" при виде того, "как спускают и опускают деньги ангельскому созданию", выпрашивающему подаяние по воле пасущего ее Ахмета". А от прозвучавшего из уст женщины предложения купить девочку "Сеня точно на землю опустился". Наверное, не случайно среди деревенских женщина выбрала именно этого "петушистого" (Сеню). Значит, есть в нем что-то такое, на что модно положиться, ему можно довериться. И жена Галя приняла ее, хотя и корила Сеню, за то что как будто украл ребенка (документов никаких). Девочка Катя оттаивает ("живой она стала"), но может беспричинно заплакать, замолчать, "замереть у окна". Недолгими оказались радости Кати и радость приютивших ее Сени и Гали. Когда за Катей приехали два мужика, она вмиг повзрослела. Она лучше Сени и Гали знает тех, кто ее отыскал. Поэтому она торопится уйти, спасая приютивших ее людей от всего того, что могут сделать ее хозяева. Она в этом опытнее, чем деревенские жители - люди, "невинные и настоящей жизни, которая теперь взяла силу, не знают". Мы чувствуем боль автора за то, что происходит в нашей стране. Этот рассказ заставляет и нас, читателей, задуматься над этим вопросом.

В середине 1980-х годов начался напряженный мучительный процесс узнавания новой правды о войне. Литературой 1990-х годов не была востребована лирико-романтическая стилевая линия традиционной военной прозы (еще дальше оттесняла героико-патетическая). В конце века в первую очередь оказались востребованы толстовский пацифизм (война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие") и жесткий реализм (война "в крови, в страданиях, в смерти"), доходящий до натуралистических форм. Так, например, в последнем своем романе "Прокляты и убиты" Виктор Петрович Астафьев (участник Великой Отечественной войны) показывает свою правду о войне.

Писатель 1990-х годов, начисто утративший романтические идеалы, ожесточенный на Советскую власть, в романе рисует картины удручающе трагические. В главе "Переправа" представлен кромешный ад на земле. Роман производит впечатление болевого шока, пронзительной боли за народ, частицей которого ощущает себя и сам писатель. Если в произведении Астафьева акцентируется физиологический аспект в изображении войны, то в романе Георгия Владимова "Генерал и его армия" под аналитический взгляд автора попадают ее стратегия и психология. Через все повествование проходят, взаимодействуя между собой, мотивы народной войны и русского национального характера. "Г. Владимову лучше других в современной литературе удалось соединить верность традициям классического русского реализма с полнотой исторического знания об ушедшей эпохе".Писатель отчетливо ориентируется на толстовские традиции в изображении народной войны, придавая узнаваемо "толстовским" мотивам и ситуациям неожиданно актуальное звучание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Виды памяти и процесс запоминания
Как же связать кинезиологические технологии и уроки иностранного языка? Конечно, так же, как и с другими образовательными предметами. Необходимо включить движение в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Но движения должны быть ...

Групповая работа и диалогизация образовательного процесса
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Из ...

Разделы