Методики и результаты формирующего эксперимента

Страница 8

Группа №1: Дети здороваются с бабушкой, спрашивают, кого она ищет и расходятся по группе в поисках игр.

Ситуация №2.

Группа №2: Владик подошел к Мише и сказал: «Не плачь». Нурислам: «Миша, мужчины не плачут, мужчины огорчаются». Ангелина: «Миша, это же игра!».

Ситуация №3. Девочки быстро берут малыша за руки и начинают знакомить с группой, мальчики показывают красивые машины. Малыш отталкивает игрушки. Максим: «Хочешь конфету? У меня осталась одна». Таня: «А может он хочет воды?». Малыш улыбается, идет играть с детьми.

Таким образом, после обучения дети умеют пользоваться знаниями и представлениями о моральных нормах в реальной жизни.

Общие выводы. Результаты формирующего эксперимента позволяют говорить о том, что действительно, найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в народных истоках. Благодаря систематическому проведению занятий с использованием элементов этнопедагогики (пословиц, поговорок, сказок, игр, обычаев, традиций) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи уточняются и систематизируются нравственные чувства и представления, лучше осознаются и прививаются этические эталоны.

Лучшему осознанию нравственных норм способствовало знакомство детей с положительными и отрицательными образцами поведения в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества казахского народа, так как дети очень чутки к меткому народному слову. В дальнейшем полученные знания уточнялись и систематизировались в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Непосредственно перед игрой актуализировались имеющиеся знания, с детьми обговаривались возможные варианты решения возникающих нравственных задач. При этом было замечено, самостоятельно дети используют знания только в тех случаях, если при усвоении они осознали значимость, важность и необходимость того или иного поступка.

Наличие в игре конфликтной ситуации обостряло нравственную сторону отношений межу детьми: нужно было обратить внимание на затруднения, переживания товарища, оказать ему соответствующую помощь, проявить сочувствие. Выполняя необходимые действия, дети начинали испытывать чувство удовлетворения от возможности совершить хороший поступок.

Дети без помощи взрослых не только в играх, но и в реальных жизненных ситуациях, начинают давать друг другу советы:

- Не толкайся, ты не один.

- Со старшими надо здороваться.

- Не надо обижаться, я нечаянно.

В дальнейшем у детей возникло желание оказывать помощь не только сверстникам, но и малышам и взрослым.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента, нравственные представления детей систематизировались. Дети научились анализировать не только поступки других, но и свои собственные. Ответы детей стали более аргументированными и полными.

В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений детей с ОНР о нравственных нормах поведения:

Дети имеют недостаточно четкие представления о моральных нормах.

Имеющиеся представления недостаточно дифференцированы.

Отсутствуют вербальные обозначения тех или иных понятий.

В некоторых случаях отмечается формальное усвоение понятий и представлений.

Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют дошкольникам с ОНР адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления доброжелательности, сочувствия, отзывчивости.

Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками с общими недоразвитием речи нравственных представлений и формированию нравственных чувств мы обратились к народной педагогики. Мы использовали элементы этно педагогики в воспитательно-образовательном процессе. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому мы моделировали реальные жизненные ситуации, проводили тренинги, знакомили детей с обычаями и традициями казахского народа, с казахскими народными сказками, пословицами, поговорками. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Возрастные особенности формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Эколого-ориентированное мировоззрение - личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности при ...

Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...

Разделы