Методики и результаты формирующего эксперимента

Страница 5

Сказка – наиболее излюбленный детьми жанр. В сказках добро всегда побеждает зло, и оптимизм сказок очень нравится детям. Сказки о животных были первыми казахскими сказками, с которыми мы познакомили детей. Это такие сказки как «Грубая благодарность», «Лиса и коза», «Что вкуснее», «Волк и баран». Эти сказки воспитывают в детях правдивость, доброжелательность, отзывчивость, учат быть умными и щедрыми. Сначала мы прочитали сказки, провели беседу, которая является неотъемлемой частью нравственного воспитания, рассмотрели иллюстрации к сказкам. Лишь после этого мы предложили детям поиграть в «Театр». Мы предложили детям маски, распределили роли, и спектакль начался. Дети старались быть выразительными, эмоциональными, хотя это сразу не у всех получалось. После представления выбирали лучших артистов, награждали их. Это воспитывало в детях целеустремленность, отзывчивость, умение радоваться за успех других. Также была организована мастерская по изготовлению фигурок для настольного театра из бросового материала. Детей эта работа настолько увлекла, что они стали продолжать эту работу дома с родителями и приносили уже готовые фигурки для театра и самостоятельно действовали с ними.

Читали мы и волшебные сказки: «Дед Канбак», «Мудрая девушка», и бытовые сказки: «Чудесная шуба», «Добрый и злой». После чтения мы предложили нарисовать иллюстрации к этим сказкам и составить книгу. Для рисования предлагали разные виды материала: карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Дети с удовольствием принимались за работу. По нарисованным книгам дети рассказывали сказки друг другу в самостоятельной игровой деятельности.

Очень интересным и увлекательным было итоговое занятие «В мире казахской сказки». Целью занятия было закрепление знаний детей казахской литературы, припоминание героев, уточнение пословиц и поговорок казахского народа. Это занятие имело большое воспитательное значение: воспитывать уважение к старшим, чуткость, доброжелательность, заботливость, любовь к Родине. Интерес поддерживался на протяжении всего занятия разнообразными методами и приемами: музыкальное сопровождение, герои сказок, которые побуждают помогать им, волшебные предметы. Занятие доставило детям большое удовольствие, обогатило их нравственно.

Успешно решались задачи нравственного воспитания и на физкультурных досугах, с использованием народных казахских подвижных игр, которые являются традиционным средством народной педагогики: «Капкан», «Балапандар», «На джайляу», «Айголек» и др. Радость движения у детей сочетается с духовным обогащением. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Например, физкультурный досуг «В гостях у Алдара Косе». Целью этого досуга было развитие двигательной активности, совершенствование двигательных умений и навыков, формирование положительного отношения к культуре родной страны; воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Сюрпризный момент: приходит в гости народный герой – Алдар Косе. Он предлагает детям поиграть, посоревноваться. Это дало эффективный результат. Дети получили большое удовольствие как физическое (соревнование с героем), так и эмоциональное (удовольствие от совместных игр).

Заканчивая свою работу, мы провели цикл бесед «Кого мы называем добрыми (честными, вежливыми)». С детьми обсуждали некоторые человеческие качества, вырабатывали правила того, как развивать в себе эти качества. Например:

А) Доброта. Правила доброты:

помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

прощать ошибки других;

не жадничать;

не завидовать;

жалеть других.

Б) Честность. С детьми обсуждали такие темы, как «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать свое слово?» и т.п. Правила честности:

сказал – сделай;

не уверен – не обещай;

ошибся – признайся;

не можешь сказать правду – объясни почему;

не выдавай чужую тайну.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Использование развивающих игр и упражнений на уроках
Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в осо ...

Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера
В ходе бесед и интервью нами было выяснено, что уровень социальной активности, определяемый по методике «Большая душа никогда не бывает одинокой» на начальном этапе в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый. Однако на заключительном этапе ...

Разделы