Методики и результаты формирующего эксперимента

Страница 9

Учитывая ведущую роль педагога в формировании у дошкольников с ОНР нравственных чувств и представлений, мы поставили вопрос: способна ли этнопедагогика стать средством формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи нравственных представлений и чувств?

Проведенный формирующий эксперимент говорит о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. Но, несмотря на это, проведя всего несколько занятий, было зафиксировано:

Значительно чаще дети обращаются за помощью к сверстникам.

Возникает положительная эмоциональная реакция на просьбу товарища.

Споры из-за игрушек разрешаются мирным путем.

В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:

Для формирования нравственных представлений и чувств у дошкольников необходим образец для подражания, поэтому, прежде всего, в дошкольном учреждении следует создать правильный стиль взаимоотношений между педагогами и детьми, а также между взрослыми членами коллектива.

Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием элементов этнопедагогики осуществляется с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР.

Знания и представления о моральных нормах закрепляются и уточняются в самостоятельной игровой деятельности.

Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.

Значительное влияние на формирование нравственных представлений и чувств у детей оказывают беседы, проводимые после знакомства детей с обычаями и традициями казахского народа, после знакомства с художественными произведениями.

Беседа строится так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Педагог создает такие жизненные ситуации, которые заставляют ребенка использовать свой жизненный опыт, а также обращаться к знаниям, полученным на занятиях.

Разнообразить и углубить детские чувства и ощущения, расширять сферу нравственных отношений можно за счет просмотра кино- и диафильмов, в процессе экскурсий и наблюдений.

Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

На основании заключительных результатов мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.

Методические рекомендации:

Работу по формированию у детей с ОНР нравственных чувств и представлений начинать в дошкольном возрасте.

Для формирования у дошкольников нравственных представлений использовать элементы этнопедагогики.

Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.

Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.

Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.

Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.

Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Другие статьи:

Методические рекомендации к проведению урока
Этап вводного инструктажа Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); б) ознакомление с техни ...

Разработка детского массового мероприятия
Прежде всего, нужен сценарий. Оговаривается тематика, идеи и цели. Пишется подробная программа. Далее приглашают артистов и аниматоров. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и и ...

Разделы