Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 4

В основу разработки такого проекта ложится диагностирование проблем педагогов.

Сущность и цели педагогического диагностирования. Педагогическая диагностика (от греческого «способность распознавать») - это процесс постановки диагноза, установление уровня профессиональной подготовки педагога. Как показывает опыт, применение педагогической диагностики в процессе совершенствования личности и деятельности педагога способствует выявлению недостатков и позволяет наметить конкретные пути их устранения. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практической задачи по совершенствованию собственной практики, раскрытию своего творческого потенциала, что в конечном итоге приведет к созданию целого коллектива, способного работать в инновационном режиме. Ибо «в одной капле океана отражаются все его свойства».

В нашей опытно-экспериментальной работе ставились следующие задачи педагогической диагностики.

1. Выявление затруднений в работе педагога.

2. Выявление личностных качеств педагога, влияющих на учебный процесс.

3. Выявление педагогического опыта (всех его видов) отдельного педагога и коллектива в целом.

4. Разработка критериев эффективности работы педагога.

5. Фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

6. Формирование программы саморазвития педагога. Этапы проведения педагогического диагностирования.

Как показало исследование, крайне важно соблюсти все этапы педагогического диагностирования, так как упущение или подмена любого из них могут привести к обратной реакции - непринятию со стороны педагогов, пренебрежению результатам диагностики, устранению от профессионально необходимой помощи в работе.

1 этап. Разработка конкретных целей и задач диагностирования. Этот этап лучше всего реализовать через проведение проблемно ориентированного анализа по схеме:

Что хочу увидеть в результате диагностики? (Цель - ожидаемый результат).

Что для этого нужно? (Задачи). Q Каковы возможные срывы? (Оценка ресурсов).

Возможные проблемные направления деятельности (предполагаемые направления диагностики).

2 этап. Сравнение, анализ существующего в сравнении с предполагаемым. Исходные данные.

3 этап. Разработка программы диагностирования: продолжительность проведения, взаимодействие всех направлений, разработка инструментария педагогической диагностики.

4 этап. Систематизация и обобщение полученных данных, анализ наблюдений и экспертиз, выявление причин:

затруднений в работе педагога;

неэффективности его деятельности. Определение путей устранения недостатков.

5 этап. Доведение до сведения педагогов результатов диагностики. Обратная связь, контроль за воздействием диагностических процедур на педагога, его оценка диагностических результатов.

6 этап. Перенос итогового анализа по диагностированию в программу развития методической деятельности в ПОУ.

Иными словами, все что измерили и оценили (поставили диагноз), необходимо направить на наращивание творческого потенциала всего коллектива.

Как свидетельствуют материалы нашего исследования, диагностика, качественно подготовленная и проведенная, позволяет методическому работнику не только увидеть все пробелы в работе педагогов, но и, самое главное, создать эффективный, рационально реализуемый (а не придуманный на досуге) план (проект) методической работы.

Качество проектировочной деятельности определяется:

профессионализмом педагога-методиста. В ходе исследования в системе муниципального образования выявлено ряд противоречий:

между потребностью в новых знаниях, профессионально обеспечивающих педагога-методиста в условиях муниципально-образовательной системы, и неразработанностью их в системе подготовки работников методических служб;

между ценностными ориентирами педагогической деятельности и отсутствием потребности у педагогов в освоении ценностей отечественной педагогической культуры и ценностей муниципально-образовательного пространства;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Роль химического языка в обучении химии
Важнейшая образовательная задача школьного курса химии — формирование химических понятий. Поскольку они отражают химическую картину мира, эти понятия являются основой, на которой формируется научно-материалистическое миро воззрение учащихся. Научные понятия в ...

Источники теории и технологий контекстного подхода в обучении иностранному языку
Источники теории и технологии контекстного обучения включают в себя: 1. деятельностную теорию усвоения социального опыта, опирающуюся на понятия действия, задачи, проблемы. Учение с позиции данной теории трактуется с деятельностных позиций, когда усвоение тог ...

Разделы