Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 5

между желанием педагогов в духовно-нравственном самопознании и саморазвитии и их готовностью к самоорганизации на уровне овладения новыми технологическими и методическими знаниями и умениями, развитию своих рефлексивных способностей;

между потребностью функционирования муниципальной системы образования как движущей силы развития личности и неопределенностью ее становления относительно поставленных задач и ожидаемых результатов.

Методические службы по своей функциональной направленности призваны разрешать все эти противоречия, актуализируя и повышая творческий потенциал педагога-методиста; активизируя при этом все средства развития и саморазвития его профессионализма. Вместе с тем разрешать имеющиеся и вновь образующиеся противоречия представляется возможным лишь в случае целенаправленного управления процессом развития профессионализма педагога-методиста через его внутренние и внешние факторы. Внешними факторами выступают социокультурная среда и развивающаяся муниципальная система образования; внутренними - самовоспитание и самообразование педагога. Эффективность влияния каждого из факторов определяется теми педагогическими условиями, в которых они функционируют.

При этом факторы и условия должны быть ориентированы на:

развитие и саморазвитие профессиональной компетентности педагога;

актуализацию знаний муниципальных особенностей в содержании образования педагога-методиста;

организацию не только процесса профессионально-педагогической социализации, но и креативной индивидуализации в системе муниципального образования;

расширение деятельности педагога-методиста за счет координации и взаимодействия с различными сферами социокультурной среды и учреждениями муниципально-образовательного пространства.

В современных условиях деятельность педагога-методиста полифункциональна. Она сочетает различные виды деятельности: управленческую и педагогическую, исследовательскую и дидактическую, методическую и организаторскую. Исследователи проблем внутришкольного управления в сфере образования признают наибольшую ценность осуществления педагогом-методистом различных функций и видов деятельности, так как полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать ее.

Нормативные документы о деятельности методистов и методических служб отражают функциональные обязанности методистов, но при этом в содержание деятельности педагога-методиста включены умения применительно лишь к отдельным видам деятельности (например, овладение технологией обобщения педагогического опыта, овладение технологией организации методических мероприятий с работниками образования и др.). Однако система непрерывного образования педагогических кадров поставлена перед необходимостью не только и не столько их подготовки к обеспечению функционирования системы образования, сколько к ее развитию.

Педагог-методист в условиях муниципализации образования призван решать не инструктивно-информационные задачи, а исследовательские, прогностические и проектировочные. Он не должен транслировать информацию, давать устаревшие рекомендации, а должен стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, стать субъектом развития системы образования в целом; быть способным сотрудничать и владеть субъект-субъектным подходом в общении с обучаемыми педагогами, а также диагностировать потребности и запросы работников образования, собирать и хранить информацию на компьютерных носителях. Современный педагог-методист выполняет различные профессиональные роли: аналитика и диагноста, прогнозиста и проектировщика, программиста, координатора и информатора. Сегодня он прежде всего профессионал, предоставляющий другим педагогам профессиональную методическую помощь, способствующую их самоопределению в информационном потоке и в педагогической деятельности.

Как нам представляется, профессионализм педагога-методиста состоит в:

способности понимать и принимать нормы деятельности относительно реально существующей ситуации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
Исследования проводились в течение 6 месяцев в г. Тирасполе, в МДОУ №18, в старшей группе. В эксперименте участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет. Исследовательская работа строилась на следующем научном предположении: Конструирование из бумаги, как вид ...

Разделы