анализа сложившейся педагогической ситуации;
прогнозирования и конструирования образовательного процесса с учетом муниципальных особенностей системы образования;
взаимодействия с людьми на основе многообразных технологий обучения и развития человека;
контроля и коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями.
Рефлексивный компонент характеризуется:
способностью к самопознанию и самооценке в аспекте гуманистических и профессиональных ценностей;
способностью к самоуправлению в аспекте потребностей муниципально-образовательной среды.
Результаты предпринятого нами исследования профессиональной готовности методистов к исполнению своих обязанностей показали, что только 12% из них находятся на оптимальном уровне. Остальные задачи реформирования системы образования с трудом переводят в способы своей деятельности. Сохранилась укоренившаяся привычка действовать по инструкциям, рекомендациям сверху. Обновление методической работы мы рассматриваем с таких качественных позиций, как:
радикальное изменение в работе с кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;
частичное добавление нового к старому;
совершенствование сложившегося опыта.
Опросы показали, что на радикальное обновление на основе системного подхода настроены только 18% методистов, большая часть (43%) была ориентирована на процесс совершенствования.
B качестве рабочей концепции опытно-экспериментальной работы избрали мотивационное программно-целевое управление.
Реализация программно-целевого подхода к методической деятельности определена алгоритмом, суть которого в:
столкновении самооценки с научно обоснованной оценкой, осознание своей некомпетентности;
стремлении к компетентности и поиску путей преодоления трудностей;
личностном удовлетворении от компетентной, практической деятельности в соответствии с нормой-образцом.
Первым технологическим шагом в преодолении противоречий методистов было определить «формулу» движения к конечной цели: от «надо» (социальный заказ методисту), «хочу» (психологическая готовность) и «могу» (технологическая готовность); «делаю» (выполняю деятельность в соответствии со своей психологической и технологической готовностью) и «получаю» -реально оцененный (признанный) результат труда.
Второй шаг, который мы сделали - разработали норму-образец деятельности методиста; определили исходные личностно-профессиональные его качества (педагогическая компетентность, инициатива и способность к творчеству, организаторские данные, гуманистическая ориентация, психолого-педагогические знания и знания в области интегрированных учебных предметов, постоянное личностно-профессиональное самосовершенствование, внутренняя культура); описали деятельность методиста (выполнение профессиональных функций адекватно целям); представили характеристику достижения результатов его деятельности - перевод образовательных учреждений в режим развития; выявили научно-методические условия для оптимальной творческой самореализации педагогов.
Как показали наши наблюдения, разработка нормы-образца помогает методисту осознать специфические умения при решении задач обновления школы, оказывать помощь директорам и завучам в методической работе с учителями. Норма-образец деятельности методиста служит повышению технологичности его труда и профессиональному самостановлению, а также оценке со стороны руководителей и коллег, с которыми они работают. Норма-образец представляет собой оптимальный уровень деятельности по квалиметрической шкале измерения (8,5-10) в соответствии с деревом целей:
1. Достижение целей психолого-технологической готовности:
осознание методистом задач по перестройке работы с кадрами на основе ее непрерывности и целесообразности для педагогов, наличие мотивации собственной деятельности;
готовность к работе в условиях обновления целей и содержания школьного образования на основе овладения системным подходом;
Другие статьи:
Обязательный минимум содержания учебников для 5-9 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ОБЖ и должно со ...
Игрушки: как оценить их качество; что даст она ребенку
Покупая игрушку, задумываемся ли мы над тем, чему она научит ребенка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся о ней, когда ребенок вырастет и придет его очередь выбирать игрушки своим детям? Нельзя забывать о том, что игру ...