Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 7

анализа сложившейся педагогической ситуации;

прогнозирования и конструирования образовательного процесса с учетом муниципальных особенностей системы образования;

взаимодействия с людьми на основе многообразных технологий обучения и развития человека;

контроля и коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями.

Рефлексивный компонент характеризуется:

способностью к самопознанию и самооценке в аспекте гуманистических и профессиональных ценностей;

способностью к самоуправлению в аспекте потребностей муниципально-образовательной среды.

Результаты предпринятого нами исследования профессиональной готовности методистов к исполнению своих обязанностей показали, что только 12% из них находятся на оптимальном уровне. Остальные задачи реформирования системы образования с трудом переводят в способы своей деятельности. Сохранилась укоренившаяся привычка действовать по инструкциям, рекомендациям сверху. Обновление методической работы мы рассматриваем с таких качественных позиций, как:

радикальное изменение в работе с кадрами путем отказа от старого на основе системного осмысления практики;

частичное добавление нового к старому;

совершенствование сложившегося опыта.

Опросы показали, что на радикальное обновление на основе системного подхода настроены только 18% методистов, большая часть (43%) была ориентирована на процесс совершенствования.

B качестве рабочей концепции опытно-экспериментальной работы избрали мотивационное программно-целевое управление.

Реализация программно-целевого подхода к методической деятельности определена алгоритмом, суть которого в:

столкновении самооценки с научно обоснованной оценкой, осознание своей некомпетентности;

стремлении к компетентности и поиску путей преодоления трудностей;

личностном удовлетворении от компетентной, практической деятельности в соответствии с нормой-образцом.

Первым технологическим шагом в преодолении противоречий методистов было определить «формулу» движения к конечной цели: от «надо» (социальный заказ методисту), «хочу» (психологическая готовность) и «могу» (технологическая готовность); «делаю» (выполняю деятельность в соответствии со своей психологической и технологической готовностью) и «получаю» -реально оцененный (признанный) результат труда.

Второй шаг, который мы сделали - разработали норму-образец деятельности методиста; определили исходные личностно-профессиональные его качества (педагогическая компетентность, инициатива и способность к творчеству, организаторские данные, гуманистическая ориентация, психолого-педагогические знания и знания в области интегрированных учебных предметов, постоянное личностно-профессиональное самосовершенствование, внутренняя культура); описали деятельность методиста (выполнение профессиональных функций адекватно целям); представили характеристику достижения результатов его деятельности - перевод образовательных учреждений в режим развития; выявили научно-методические условия для оптимальной творческой самореализации педагогов.

Как показали наши наблюдения, разработка нормы-образца помогает методисту осознать специфические умения при решении задач обновления школы, оказывать помощь директорам и завучам в методической работе с учителями. Норма-образец деятельности методиста служит повышению технологичности его труда и профессиональному самостановлению, а также оценке со стороны руководителей и коллег, с которыми они работают. Норма-образец представляет собой оптимальный уровень деятельности по квалиметрической шкале измерения (8,5-10) в соответствии с деревом целей:

1. Достижение целей психолого-технологической готовности:

осознание методистом задач по перестройке работы с кадрами на основе ее непрерывности и целесообразности для педагогов, наличие мотивации собственной деятельности;

готовность к работе в условиях обновления целей и содержания школьного образования на основе овладения системным подходом;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Теоретические проблемы урока как основной формы организации учебного процесса
Одна из основных проблем современной педагогики – поиск путей совершенствования классно-урочной системы. Решение данного вопроса невозможно без всестороннего анализа педагогического наследия классиков. Во второй половине XIX века "линия Ушинского" н ...

Выявление уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения математике
С целью выявления уровня математической подготовки учащихся была проведена директорская контрольная работа, в которой учащимся было предложено выполнить шесть заданий. Контрольная работа № 1 Вариант 1 1. Найди соответствия в примерах и запиши их: 5 + 5 80 – 5 ...

Разделы