Одна из задач методической службы, в том числе институт повышения квалификации, сделать методическую работу в школе направленной на развитие каждого учителя.
Школьная методическая работа - это целостная система развития творческого профессионального потенциала учителя и коллектива в целом. Успех ее зависит от заинтересованности педагогического коллектива в профессиональном развитии, в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить, насколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном развитии. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителям углубить различные аспекты профессиональной его подготовки. Обновленное содержание школьной методической работы и должно отвечать запросам личности учителя в саморазвитии, но должно и учитывать обновление целей и задач школы и образования.
Исследовательская работа в школах г. Невинномысска и на курсах в СКИПКРО позволила сформулировать ряд задач, требующих решения для достижения цели методической службы школы:
развитие личностных качеств и ценностей, необходимых учителю для работы;
правовое обеспечение жизнедеятельности учителя;
экономическое обеспечение жизнедеятельности учителя;
развитие управленческих умений учителя;
развитие культуры учителя, его кругозора;
развитие коммуникативных умений учителя;
совершенствование концептуально-методологической базы учителя;
развитие умения учителя обучать и воспитывать школьников.
На основании этих задач выделяются несколько видов профессиональной подготовки учителя. Мы вычленили 10, а вообще в школе их может быть и больше. Вот они, эти виды подготовки: личностная; правовая; экономическая; управленческая; общекультурная; общеобразовательная; коммуникативная; психологическая; методологическая; технологическая.
Каждый вид включает в себя определенную сумму знаний и умений. При отработке анкеты были оставлены, на взгляд участников, исследования, наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития учителя. Изучая потребности учителей школы в овладении различными знаниями и умениями, руководитель методической службы получает возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм коллектива, логично и конкретно планировать школьную методическую работу, получать помощь от методической службы района, города.
Все направления профессионального развития учителя заложены в анкету «Профессиональные потребности учителей», которая стала основой для проведения микроисследования по планированию работы методической службы школы.
Мы предложили учителям анкету цель которой - изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.
Разумеется, что повысить профессионализм учителя сразу по всем вопросам мы не в состоянии. Поэтому необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Такими в нашем случае оказались те, которые в колонке В имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).
Приведенный пример анкетирования учителя иностранного языка показал, что ему необходима помощь по следующим направлениям:
1.1. Обретение уверенности в своих силах (-4);
7.1. Познание основ делового общения (-4);
8.1. Управление своим состоянием (-4);
2.1. Знание своих прав как человека и педагога (-3);
3.3, 3.4. Рациональная организация личного труда и труда школьников (-2);
5.3.Развитие творческих способностей у школьников (-2);
6.1.Знание стандартов преподаваемого предмета (-2);
6.4.Развитие общих учебных умений у школьников (-2);
8.2.Знание основ психологии управления (-2);
9.1. Поэтапное формирование умственных действий у школьников (-2);
Проведение уроков разных типов (-2);
Другие статьи:
Содержание программы по математике Республики Казахстан
Авторы программы Республики Казахстан по математике Т.К. Оспанов и Ж.Т. Кайынбаев и другие считают, что математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения ...
Униатские школы
Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Че ...