Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 12

Одна из задач методической службы, в том числе институт повышения квалификации, сделать методическую работу в школе направленной на развитие каждого учителя.

Школьная методическая работа - это целостная система развития творческого профессионального потенциала учителя и коллектива в целом. Успех ее зависит от заинтересованности педагогического коллектива в профессиональном развитии, в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить, насколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном развитии. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителям углубить различные аспекты профессиональной его подготовки. Обновленное содержание школьной методической работы и должно отвечать запросам личности учителя в саморазвитии, но должно и учитывать обновление целей и задач школы и образования.

Исследовательская работа в школах г. Невинномысска и на курсах в СКИПКРО позволила сформулировать ряд задач, требующих решения для достижения цели методической службы школы:

развитие личностных качеств и ценностей, необходимых учителю для работы;

правовое обеспечение жизнедеятельности учителя;

экономическое обеспечение жизнедеятельности учителя;

развитие управленческих умений учителя;

развитие культуры учителя, его кругозора;

развитие коммуникативных умений учителя;

совершенствование концептуально-методологической базы учителя;

развитие умения учителя обучать и воспитывать школьников.

На основании этих задач выделяются несколько видов профессиональной подготовки учителя. Мы вычленили 10, а вообще в школе их может быть и больше. Вот они, эти виды подготовки: личностная; правовая; экономическая; управленческая; общекультурная; общеобразовательная; коммуникативная; психологическая; методологическая; технологическая.

Каждый вид включает в себя определенную сумму знаний и умений. При отработке анкеты были оставлены, на взгляд участников, исследования, наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития учителя. Изучая потребности учителей школы в овладении различными знаниями и умениями, руководитель методической службы получает возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм коллектива, логично и конкретно планировать школьную методическую работу, получать помощь от методической службы района, города.

Все направления профессионального развития учителя заложены в анкету «Профессиональные потребности учителей», которая стала основой для проведения микроисследования по планированию работы методической службы школы.

Мы предложили учителям анкету цель которой - изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.

Разумеется, что повысить профессионализм учителя сразу по всем вопросам мы не в состоянии. Поэтому необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Такими в нашем случае оказались те, которые в колонке В имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

Приведенный пример анкетирования учителя иностранного языка показал, что ему необходима помощь по следующим направлениям:

1.1. Обретение уверенности в своих силах (-4);

7.1. Познание основ делового общения (-4);

8.1. Управление своим состоянием (-4);

2.1. Знание своих прав как человека и педагога (-3);

3.3, 3.4. Рациональная организация личного труда и труда школьников (-2);

5.3.Развитие творческих способностей у школьников (-2);

6.1.Знание стандартов преподаваемого предмета (-2);

6.4.Развитие общих учебных умений у школьников (-2);

8.2.Знание основ психологии управления (-2);

9.1. Поэтапное формирование умственных действий у школьников (-2);

Проведение уроков разных типов (-2);

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Другие статьи:

Особенности понятий нормы и нарушений речи
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы ре ...

Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования
В соответствии с декларируемыми в главе 1 принципами теоретико-методологического позиционирования и единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога необходимо определить, какие методологические подходы и концепции находятся в осно ...

Разделы