Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии

Страница 9

Далее беседа может быть продолжена следующим образом: мы вспомнили, какова производственная структура предприятия, которое вы посетили и назвали основные цехи, а теперь рассмотрите схему учебника на странице 47 «Структура машиностроительного завода» и сравните со структурой посещенного вами предприятия. По схеме определите, какого цеха нет на посещенном вами предприятии (кузнечно-прессового), каковы внутриотраслевые связи машиностроительного предприятия. Почему на большинстве машиностроительных заводов изготавливают лишь часть, а не весь ассортимент деталей, требующихся предприятию? (Делать их весна одном заводе неудобно и невыгодно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях). Вспомните, что такое предметная и подетальная специализация, в чем ее значение.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

ПРЕДМЕТНАЯ

(автомобиль, станок, трактор)

ПОДЕТАЛЬНАЯ

(мотор, шарикоподшипники, запасные части)

Специализированные предприятия тесно связаны между собой производственными связями, эти связи называются кооперированием.

При рассмотрении производственных связей машиностроения с другими отраслями учитель дает ученикам задание привести примеры межотраслевых связей посещенного ими завода с другими предприятиями. Объясните, почему машиностроительному заводу необходимы связи с предприятиями химической, текстильной, деревообрабатывающей промышленности. Заполните таблицу «Производственные связи предприятия» (см. табл). Эта таблица заполняется учениками на основе записей, сделанных разными бригадами во время экскурсии.

На основе таблицы учащиеся затем составляют на контурных картах - или в тетрадях схему производственных связей предприятия. Стрелки, показывающие направления перевозок, желательно делать разного цвета, например, синими перевозки сырья и полуфабрикатов, зеленым - вспомогательные материалы, черным - готовая продукция. Учащиеся должны не только составить эту схему, но и сформулировать и обосновать принципы размещения предприятий данной отрасли машиностроения, учитывая производственные связи предприятия. На основе анализа этой схемы учитель вводит понятие о кооперировании и спрашивает, какое значение имеет планирование взаимных внутри - и межотраслевых поставок сырья, деталей и узлов.

Производственные связи

Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы, поступающие с других предприятий

Готовая продукция

Виды сырья, полуфабрикаты

Откуда поступают

Виды изделий, выпускаемых предприятием

Потребности готовой продукции

Алюминиевая трубка, паралон

Белая Калитва, Владимир

Электроутюг, электрокипятильник

Ижевск, Хабаровск

При рассмотрении вопроса о размещении машиностроения целесообразно вспомнить, какие условия определили выбор места для строительства изучаемого предприятия в вашем городе. Анализируя ответы учащихся, учитель делает вывод о принципах размещения предприятий данной отрасли машиностроения и сравнивает их с принципами размещения других отраслей машиностроения, попутно называя и показывая на географической карте важнейшие центры каждой отрасли.

На следующем уроке учитель проверяет выполнение схем производственных связей предприятия и дает индивидуальные задания нескольким ученикам увеличить эти схемы до обычных размеров степных таблиц. Кроме того. каждой бригаде поручается составить описание одного из цехов. Эти описания желательно сопроводить иллюстрациями, в качестве которых можно использовать вырезки из имеющихся на заводе проспектов и каталогов изделии. Описание составляются по предложенному учителем единому плану:

1. Название цеха.

2. Используемое сырье

3. Оборудование и особенности технологического процесса.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях ак ...

Протестантские школы
Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509–1564), немца М. Лютера (1483–1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, ...

Разделы