Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности

Страница 7

Рассмотрим пример выстраивания сетевого взаимодействия в процессе организации работы по вопросу разработки регионального компонента в системе образования Ставропольского края (рис. 6).

Из данной модели сетевого взаимодействия следует, что исследовательский центр развития образования, реализующий в данном случае учебно-методическую функцию, получает заказ от Министерства образования на разработку регионального компонента для муниципальной системы образования. Данный заказ, в свою очередь, исходит из потребностей образовательных учреждений (учителя, ученики, родители). Далее в сетевое взаимодействие по разработке вступают все города, каждый из них по-своему индивидуален.

Рис. 6

В процессе работы определяются точки соприкосновения, на основе которых выделяется региональный компонент. Представленный материал обобщается на уровне ИЦ РО, и на определенном этапе к данной работе в качестве эксперта подключается СКИПКРО. В случае положительной оценки работы организуется процесс повышения квалификации педагогов ОУ, которые будут предметно преподавать региональный компонент для учащихся своей школы. Далее уже будет выстраиваться новое сетевое взаимодействие. Как видим, этот процесс постоянен.

Таким образом, в сети руководящую роль играет интерес, который проявляется как устойчивое внимание к предмету удовлетворения потребностей. На основе интереса вырабатывается идея, то есть, как человек намерен достигать своего интереса в рамках сетевых возможностей. В результате всего этого начинает выстраиваться деятельность. Сначала строится несетевая деятельность (самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности на базе образовательного учреждения), а затем педагог для более полного удовлетворения своих потребностей выходит в сеть - более эффективное взаимодействие (совместная деятельность). Здесь определяется содержание деятельности, а также место каждого в системе распределения функций между ними. Так начинает выстраиваться сетевая модель по решению какой-либо проблемы. Такая модель предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда элементы сети не спланированы заранее «сверху», а создаются по собственной инициативе, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других сетевых элементов.

В сетевом пространстве мы выделяем следующие процессы: функционирования, развития, управления.

Чтобы сетевая модель функционировала эффективно, она должна опираться наследующие принципы и подходы.

Во-первых, динамичность социокультурной ситуации в обществе. Во-вторых, ряд взаимосвязанных противоречий между действующей системой управления методической службой и реальными потребностями педагогов и учебных заведений. В-третьих, ведущим принципом развития системы управления является ее демократизация, влияющая на создание условий для расширения и стимулирования творчества. В основу адаптивной системы был положен ряд методологических подходов: системно-деятельностный, состоящий из тесно взаимосвязанных между собой элементов; мотивационный, предполагающий использование различных стимулов для формирования мотивационно-потребностной сферы у учителей и педагогических коллективов; синергетический, позволяющий рассматривать методическую службу как самоуправляемую, целостную социально-педагогическую систему; личностно-ориентированный, означающий реализацию профессиональных и личных запросов.

Общеизвестно, что необходимость в управлении появляется тогда, когда требуется организовать взаимодействие разных групп людей. Сущность управления заключается в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Семинарские занятия в системе контекстного обучения
При сложившейся системе вузовского обучения усвоение знаний, выработка умении и навыков осуществляется на двух уровнях. С помощью лекций или самостоятельной работы студентов организуется усвоение знаний на первом уровне - первоначальное знакомство с учебным м ...

Сравнительный анализ проведенных экспериментов
Результаты тестовой и итоговой контрольных работ показывают эффективность проведения систематической дифференцированной работы при обучении математике. После проведения серии дифференцированных уроков было выявлено улучшение качества знаний не только детей с ...

Разделы